О Центре
О Центре
Новости
Биографии космонавтов СССР и РФ

СТРЕКАЛОВ

Геннадий Михайлович

 

Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 49/99                                ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 5
 
НАЛЕТ: 268 сут. 22 час. 25 мин. 21 сек.
 
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 6, из них дважды проводил работы в разгерметизированном переходном отсеке (ПхО) базового блока ОК «Мир»
 
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 21 час. 41 мин.
 
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

28 октября 1940 г. - в городе Мытищи Московской области, РСФСР.

ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1957 г. - окончил среднюю школу в городе Калининграде Московской области;

в 1965 г. - окончил Московское высшее техническое училище им.Н.Э.Баумана (МВТУ), машиностроительный факультет, специальность «инженер-механик»;

в 1968 г. - окончил Университет марксизма-ленинизма при Калининградском горкоме КПСС;

в 1985 г. - защитил в ЦНИИмаш диссертацию на тему «Новые материалы в условиях космического пространства» и получил степень кандидата технических наук.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

в 1957 - 1960 г. - работал медником 4-го разряда на Заводе экспериментального машиностроения (п/я 924, производственная база ОКБ-1), принимал участие в изготовлении корпуса первого искусственного спутника Земли;

с 3 октября 1964 г. - работал в ОКБ-1. Вначале техником-стажером 23-го отдела, затем, со 2 августа 1965 года - инженером-конструктором того же отдела. Занимался выпуском рабочих чертежей по ракете РТ-1 (изделие 8К95);

с 1 сентября 1966 г. - работал инженером 511-го отдела, с 1 апреля 1968 года - инженером 142-го отдела ЦКБЭМ;

с 1 октября 1970 г. - инженер (1 ноября 1970 года - старшим инженером) 041-го отдела. Ведущий инженер по одному из узлов лунного корабля ЛК (изделие 11Ф94). Занимался проектированием и разработкой различных узлов космической техники, твердотопливными РД;

с 1 января 1972 г. - старшим инженером 731-го отдела ЦКБЭМ (отдел летно-конструкторских испытаний космической техники). За годы работы в КБ участвовал в выпуске разделов технической документации по РН Н-1 (изделие 11А52), лунного корабля ЛК (11Ф94), лунного орбитального корабля (ЛОК) 11Ф93. Участвовал в испытаниях этих изделий, принимал участие в разработке МБР РТ-2 (изделие 8К98), военно-исследовательского корабля Союз-ВИ (11Ф732), орбитального корабля Союз 7К-ОК (изделие 11Ф615).

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

21 марта 1973 г. - был назначен на должность космонавта-испытателя 731-го отдела (с 11 октября 1973 года - 071 отдела) ЦКБЭМ, 4 набор. 1 марта 1975 года был переведен в 111 отдел, 1 февраля 1977 года в 110 отдел, а 1 февраля 1982 года - 291-й отдел НПО «Энергия»;

25 марта 1985 г. - был назначен начальником 291-го отдела.

КЛАССНОСТЬ:

космонавт 3-го класса (05.02.1981), космонавт 2-го класса (18.11.1983), космонавт 1-го класса (16.06.1984).

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

в 1973 г. - работал в главной оперативной группе управления при летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ) корабля 7К-С (11Ф732) и комплекса 27К («Салют»-«Союз») на судне АН СССР «Академик Королев» и в Евпаторийском ЦУПе. Выполнил программу полетов на Л-29 и 7 парашютных прыжков. Занимался макетной отработкой корабля 7К-С.

с января 1974 по январь 1976 г. - проходил подготовку к испытательному полету на КК 7К-С (11Ф732) в качестве бортинженера экипажа, вместе с Ю.Малышевым.
с января по сентябрь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6, изготовленной в ГДР, на КК «Союз-22», вместе с Ю.Малышевым. Во время старта КК «Союз-22» 15 сентября 1976 года был дублером бортинженера корабля.

с октября 1978 по декабрь 1979 г. - проходил к первому испытательному полету на КК «Союз Т» в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа, вместе с Василием Лазаревым.

в октябре 1979 г. - был назначен бортинженером первого экипажа по программе второго пилотируемого испытательного полета на корабле «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л), который планировался на IV квартал 1980 года и приступил к подготовке вместе с Василием Лазаревым. После принятия решения одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты, в декабре 1979 года в экипаж был включен космонавт-исследователь ИМБП Валерий Поляков. В таком составе экипаж проходил подготовку до конца мая 1980 года, когда из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».

в июне 1980 г. - экипаж бывший первый экипаж (Василий Лазарев, Геннадий Стрекалов, Валерий Поляков) был назначен дублирующим по этой новой программе и приступил к подготовке.

в октябре 1980 г. - Геннадий Стрекалов был переведен в основной экипаж, заменив в нем отстраненного по состоянию здоровья Константина Феоктистова и продолжил подготовку в качестве космонавта-исследователя, вместе с Леонидом Кизимом и Олегом Макаровым.

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - 27 ноября - 10 декабря 1980 г. в качестве космонавта-исследователя КК «Союз-Т-3» и ДОС «Салют-6», вместе с Л.Кизимом и О.Макаровым. Экипаж провел ремонтные работы в системе терморегулирования ДОС «Салют-6».
Продолжительность полета: 12 суток 19 часов 07 минут 42 секунды. Позывной: «Маяк-3».

2 полет - 20 - 22 апреля 1983 г. в качестве бортинженера КК «Союз Т-8», вместе с В.Титовым и А.Серебровым. Планировалась длительная работа на борту ДОС «Салют-7» по программе 2-й основной экспедиции (ЭО-2). Однако стыковку выполнить не удалось из-за не исправности антенны системы сближения и стыковки «Игла» на корабле.
Продолжительность полета: 2 суток 00 часов 17 минут 48 секунд. Позывной: «Океан-3».

Несостоявшийся полет
26 сентября 1983 г. - старт КК «Союз Т-10-1» с В.Титовым и Г.Стрекаловым на борту не состоялся из-за аварии РН. Однако за несколько секунд до старта из-за пожара ракеты-носителя сработала система аварийного спасения (САС). Спускаемый аппарат приземлился недалеко от стартового стола.
Продолжительность полета с момента срабатывания САС составила 5 минут 13 секунд. Позывной: «Океан-2».

3 полет - 3 - 11 апреля 1984 г.в качестве бортинженера экспедиции посещения ДОС «Салют-7» по советско-индийской программе вместе с Ю.Малышевым и Р.Шармой (Индия). Стартовал на КК «Союз-Т-11», посадка на КК «Союз-Т-10»
Продолжительность полета: 7 суток 21 час 40 минут 06 секунд. Позывной: «Юпитер-2».

4 полет - 1 августа - 10 декабря 1990 г. в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-10» и 7-й основной экспедиции (ЭО-7) ОК «Мир», вместе с Г.Манаковым. Стартовал вместе с Г.Манаковым, посадка вместе с Г.Манаковым и Т. Акиямой (Япония).
Во время полета выполнил один выход в открытый космос: 2
9.10.1990 - продолжительностью 2 часа 45 минут.
Продолжительность полета: 130 суток 20 часов 35 минут 51 секунда. Позывной: «Вулкан-2».

5 полет - 14 марта - 7 июля 1995 г. в качестве бортинженера 18-й основной экспедиции (ЭО-18) ОК «Мир», вместе с В.Дежуровым и Н.Тагардом. Стартовал на КК «Союз ТМ-21», посадка на шаттле Atlantis STS-71.
Во время полета выполнил три выхода в открытый космос:
12.05.1995 - продолжительностью 6 часов 14 минут,
17.05.1995 - продолжительностью 6 часов 42 минуты,
22.05.1995 - продолжительностью 5 часов 15 минут.
Кроме того, дважды проводил работы в разгерметизированном переходном отсеке (ПхО) базового блока ОК «Мир»:
28.05.1995 - продолжительностью 21 минута,
01.06.1995 - продолжительностью 23 минуты.
Продолжительность полета: 115 суток 08 часов 43 минуты 54 секунды. Позывной: «Ураган-2».

ДАТА ВЫХОДА ИЗ ОТРЯДА:

17 января 1995 года в связи с уходом на пенсию отчислен из отряда космонавтов.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН:

города Владикавказа

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Автор книги «Благодарен судьбе», имеет несколько изобретений и авторских свидетельств (в 1970 и 1972 году). 

НАГРАДЫ:

Награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (10.12.1980, 11.04.1984),
тремя орденами Ленина (10.12.1980, 1983, 11.04.1984),
орденом Октябрьской Революции (1990),
орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 сентября 1995),
медалью «Ветеран труда»,
награжден орденом «Ашока Чакра» I степени (Индия, 1984),
медалью НАСА «За космический полет» (NASA Space Flight Medal (1995). 

ДАТА СМЕРТИ:

25 декабря 2004 года. Похоронен на Останкинском кладбище Москвы.

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полёт Гагарина. Психика
До полёта не знали, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от управления Востоком в порыве буйства. Чтобы включить ручное управление, Гагарину надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.