О Центре
Новости
Блоги

О командирстве

| Котов Олег
02 декабря 2013 17:26

Страница 8.

О командирстве.

Невзирая на то, что все космонавты и астронавты подготовлены в одинаковом объёме и являются профессионалами во всех областях (в области научной программы, в области эксплуатации ремонтных систем и выхода в открытый космос), всегда в составе экипажа есть человек, на которого возложена особая задача и который несёт особую ответственность –  это командир экипажа! Должность конкретного члена экипажа, которого должны назначить командиром, обсуждается заранее при формировании экипажа. При назначении учитываются опыт, заслуги, личные качества, потому что на командире лежит самая большая ответственность за безопасность станции и людей, работающих там, за выполнение всей программы полёта, за формирование и поддержание психологического климата внутри экипажа. Ведь у каждого космонавта и астронавта всегда должно присутствовать чувство поддержки, «чувство локтя», всегда должно быть ощущение единого коллектива.

Личность командира обсуждается отдельно и утверждается сразу же при формировании экипажа. В процессе подготовки к полету командир также несёт ответственность за своих коллег. Особую роль командир играет в тренировках экипажа по предотвращению аварийных ситуаций. Командир не обязан быть универсальным специалистом по всем системам, в частности по системе американского сегмента (но это и не нужно), ведь в каждом сегменте назначается свой руководитель, правая рука командира экипажа на другом сегменте станции. Так, например, сейчас я являюсь командиром 38-ой экспедиции, а моим помощником, специалистом по системам Американского сегмента – Майкл Хопкинс, бортинженер корабля «Союз ТМА-10М». Поэтому в случае возникновения каких-либо вопросов при общении с ЦУПами НАСА в Хьюстоне или Хантсвилле я могу действовать как напрямую, так и при поддержке астронавта. Если прибегнуть к морской терминологии, он мой старший помощник. Эта система хорошо зарекомендовала себя на флоте и, впоследствии, в космосе.

Основная, первостепенная задача командира экипажа – умение организовать работу экипажа при аварийной ситуации. Это отрабатывается на Земле до полёта, это отрабатывается и в космосе. Буквально на прошлой неделе у нас проводилась бортовая тренировка по отработке действий в аварийной ситуации. Такие тренировки проходят достаточно интересно: Земля «подыгрывает» нам, вводит условия возникновения пожара или разгерметизации. Мы должны действовать так, как в реальной ситуации, только не приводя в действие оборудование, не закрывая полностью люки и не отстыковываясь от станции. Все действия экипажа имитируются, при этом проговариваются вслух. В процессе подготовки ещё раз уточняется навык работы с оборудованием, знание бортовой документации и схем эвакуации, последовательность действий и, главным образом, взаимодействие членов экипажа с ЦУПом и между собой. Во время таких тренировок Землю больше всего беспокоит один вопрос: чтобы экипаж не «заигрался», не вошёл чрезмерно в роль и не начал использовать, приводить в действие то или иное оборудование. Были  случаи, когда экипаж настолько вживался в роль, что выдавал  команды, которые должен был выдавать при реальной аварийной ситуации. Такие действия могут привести к серьёзным последствиям. ЦУП не может понять: происходящее – всё ещё продолжение «игры» или на станции действительно произошла какая-то нештатная ситуация? Поэтому в процессе тренировки от экипажа требуют, чтобы любое его обращение к Земле начиналось фразой: «Только в целях тренировки». Тренировка может быть действительно очень увлекательной. Вспомните военно-спортивную игру «Зарница»!

Также в обязанности экипажа входит и инструктаж вновь прибывших на станцию. Как только на МКС прилетает новый экипаж «Союза» (а раньше и экипажи шаттлов), для них в первый же день после прилёта проводится инструктаж – брифинг по безопасности. Прибывшие космонавты «гуськом» летят за командиром, который показывает им размещение основных элементов противоаварийного оборудования: огнетушителей, противогазов, ключей закрытия люков. Командир показывает особенности работы с люками, с оборудованием для контроля параметров давления и подачи газа. К сожалению, ни один тренажёр на Земле не может полностью сымитировать станцию, наглядно показывая расположение люков, модулей, её объёмы. МКС значительно отличается от своего сформировавшегося на Земле образа, особенно для космонавтов и астронавтов, которые прибыли на станцию впервые.

Постоянная задача командира – это организация жизни на станции. Поддержание тёплой атмосферы, климата общения, организация совместных приёмов пищи, занятий физкультурой, – всё то, что не входит в формальный рабочий день, который определяется ЦУПами и планируется поминутно. Сюда относится решение разнообразных вопросов: кто в какой каюте будет спать? как распределить бытовые обязанности? как организовать уборку на станции? Одним словом, жизнь в космосе организовывает командир. 

Говоря о командирстве, следует рассказать о давно заведённом ритуале – передаче командования станцией от одного космонавта другому. Вечером, после проведения заключительной конференции по планированию, накануне расстыковки и отлёта корабля с экипажем предыдущего командира станции на борту, проходит торжественная передача бразд правления от одного командира другому. За этой церемонией следят все ЦУПы, её транслируют в Интернет. Так, я принял командование от Фёдора Юрчихина вечером перед его расстыковкой и отлётом, а накануне своего возвращения на Землю передам руководство станцией астронавту Японского космического агентства Коичи Вакате, который, кстати, станет первым японским командиром станции!   

 

 

Комментарии:

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Комментарий:

Введите число с картинки

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Отсутствие силы тяжести
Отсутствие силы тяжести распрямляет позвоночник так, что космонавт может «подрасти» на 5-8 см.