О Центре
Новости
Новости

«Меня окутало обаяние молодости, прелесть молодой и мужественной жизни…» Эксклюзивный отрывок о лётной подготовке из ещё неопубликованной книги космонавта-испытателя Сергея Жукова «Стать космонавтом! Субъективная история с обратной связью»

23 марта 2011
oblogka.jpg
Обложка книги Сергея Жукова «Стать космонавтом! Субъективная история с обратной связью»

Летная подготовка – это один из основных видов профессиональной подготовки космонавтов. Именно она обеспечивает  комплексные и приближенные к космическому полету воздействия факторов на человека, выполняющего динамические операции в полете.

«…Регулярное выполнение полетов способствует тому, чтобы космонавт находился «в тонусе», не допускал «обрюзглости», был в отличной физической форме и психологической готовности.

О том, как это было, рассказывает Сергей Жуков в отрывке «Самолёты»:

 31 июля
«…Со среды работали в Звездном и на Чкаловской. Моя половина группы ОКП прилетела во вторник из Тамбова обратным рейсом борта ЦПК. А прямым рейсом туда были доставлены наши летчики – Самокутяев, Шкаплеров, Иванишин, Тарелкин, Аимбетов и Аймаханов. Они успешно выполнили программу полетов и заменили нас на СППК.


 otryad.jpg

Учителя и ученики: Артур Рудченко, Марк Серов, Андрей Волошин,
Сергей Жуков, Олег Артемьев, Олег Федоренко, Константин Клименков и Сергей Рязанский

Летчики поразили меня серьезным отношением к документации. Летная книжка и тетрадь подготовки к полетам заполняются ими каллиграфическим почерком. Мы отнеслись к заполнению бумаг более легко и тут же получили замечание: «Эти документы – для прокурора, если что случится…»

…Подробно проинструктировали нас по порядку аварийного покидания самолета.

– Сесть в правильную позу, чтобы не было компрессионного перелома позвоночника. Нажать на обе ручки и дернуть. Если не получилось, вставить их в гнезда, включить тумблер «Разблокировка кресла» и попробовать еще раз. Если опять не вышло – катапультирование через фонарь или аварийный сброс фонаря и покидание самолета без катапультирования. В этом случае парашют надо самостоятельно ввести в действие с помощью кольца. И запомните, что инструктор никогда не покинет самолет, пока в нем находится курсант. Поэтому не мешкайте, получив команду на катапультирование, от вас зависит и жизнь вашего инструктора!

Я слушаю осознанно еще и потому, что имею опыт отказа парашюта в прыжке. Матчасть, конечно, надо спасать, но в критической ситуации в мирное время человеческая жизнь дороже…

kabina.jpg
Кабина инструктора (на сленге лётчиков – «второй кабинет»)

…Итак, полеты!.. В четверг вечером мы собрались вчетвером в трехкомнатной квартире дома №2 Звездного городка. Просмотрели видеокассету со съемками наших прыжков. Съели пельмени, приготовленные Марком, выпили по 100 граммов водки. «Кто пьет водку, не имеет проблем с вестибулярным аппаратом», – сказали нам летчики.

…Дальше все было быстро: дооформление плана полетов – предполетные указания – измерение давления и пульса (115/70 и 68). Привязываю нож к шнуру, вшитому в специальный карман комбинезона  – и в самолет. Надеваю с помощью техника подвесную систему, проверяю связь с инструктором, и мы уже выруливаем на взлетно-посадочную полосу. У РД 19 (рулежная дорожка №19) контрольный осмотр машины, на ВПП включаем часы… Взлет!

Сегодня небольшая облачность, видимость по горизонту более 10 километров, внизу подстилающая дымка.

– Ввиду сложной орнитологической обстановки идти с включенными фарами. Минимальная высота включения и выключения фар – 300 метров.

Набираем высоту до 3900 метров, идем в зону. ИПМ (исходный пункт маршрута – поселок Лесной).

С высоты четырех километров атакуем землю. Земля активно приближается. Заодно инструктор показывает мне штопор и способ выхода из него. Небольшая перегрузка, но терпимо.

 

vid.jpg

                                       Вид на аэродром Чкаловский и Звездный городок с борта самолета

После полетов сижу, потягиваю холодную воду и перевариваю впечатления.

Взлет и посадку нам осваивать рано, надо хотя бы следовать за рукой инструктора (держа свои руки на ручке управления самолетом и РУД), следить, как изменяется при посадке скорость, угол атаки и обороты двигателя, стараясь осмыслить («Я бы сделал так…»). Более корректно пилотировать в воздухе. Я уже попробовал: взлет с набором высоты до 5000 м, горизонтальный полет, виражи с углом крена 30 и 45 градусов, бочку и сложную фигуру: переворот – петля – полупетля. Понял, что перегрузка управляема и не страшна. Осознал, как непросто распределять внимание, одновременно следя за многими пилотажными приборами, а именно: АГД (авиагоризонт), высотой, скоростью, вариометром. Это я с грехом пополам успеваю делать как успеваю и совершать ошибки, с которыми потом приходится бороться: то высота уплывает, то скорость, то курс. Но вот двигатель пока не чувствую – где надо прибавить обороты, где убавить, а где замереть…

pilot png.jpg
   Кандидат в космонавты при выполнении пилотажа:
«Мне сверху видно все, ты так и знай»


А еще, кроме перечисленного, летчик должен следить за работой масляной и топливной систем, вести радиообмен, контролировать окружающую обстановку, совершать иные действия.

После полетов обмениваемся полученным опытом. При этом я строго помню, что самолётная практика для нас не главное. Главное – подготовка к полету в космос».

 

Это несколько эпизодов из отрывка «Самолёты».  В следующий раз космонавт-испытатель Сергей Жуков расскажет посетителям сайта о физической подготовке.

 

 

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото из книги Сергея Жукова "Стать космонавтом!"
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.