Новости

С возвращением!

07 августа 2012

Сегодня Олег Кононенко проходит послеполетную реабилитацию. И одновременно - отчитывается за проделанную работу на Международной космической станции (МКС): перед российскими специалистами и представителями Национального космического агентства США (НАСА) и Европейского космического агентства (ЕКА). И хотя сейчас Кононенко чрезвычайно занят, самарский космонавт все же нашел время, чтобы дать свое первое после возвращения из 192-дневной космической командировки интервью для своих земляков - читателей газеты «Волжская коммуна» («ВК»).

Эффект памяти
Мы встретились с Олегом в подмосковном Центре подготовки космонавтов (ЦПК). Чувствовалось, что он напряжен и сосредоточен - отчеты здесь делаются не для галочки: на их основе будет проведена коррекция будущих полетов, в чем-то облегчится работа тех, кто отправится на МКС следом. Да и врачи буквально «набросились» на Олега с обследованиями, анализами, кардиограммами, тестами...
- Я гораздо быстрее привыкаю к невесомости, чем к земному притяжению, - улыбаясь, говорит Олег. - Вообще у всех космонавтов привыкание и к космосу, и к земле проходит по-разному. Мне, например, после возвращения на Землю, как и в прошлый раз, понадобилось 3-4 дня для того, чтобы более-менее восстановиться. Поначалу думал - вдруг организм имеет «эффект памяти» и этот процесс ускорится, но все было один в один, как и после первого старта в 2008 году.
«ВК» - на орбите!
На станции время расписано по минутам: и на эксперименты, и на отдых. Но любой космонавт и астронавт готов пожертвовать временем на отдых, чтобы пофотографировать нашу прекрасную планету.
Так, на станции существует обязательный эксперимент «Ураган», когда ежедневно в течение получаса космонавты наблюдают и снимают Землю для выявления природных катаклизмов. Фотографирование производится также в рамках других заданий и просто как повальное космическое хобби.
Кстати, после продления экспедиции у членов МКС появилась возможность увидеть и зафиксировать уникальное явление - прохождение Венеры на фоне Солнца.
Конечно, сфотографировал Кононенко и Самару - и зимнюю, и весеннюю, и летнюю. Космонавт надеется, что в ближайший же свой визит он сможет привезти и показать нам эти снимки. Кстати, обязательно привезет Олег и флаг Самарской губернии, который взял с собой в личном багаже, и уникальный экземпляр газеты «Волжская Коммуна» от 13 апреля 1961 года с автографом Юрия Гагарина. На этом номере первый космонавт Земли расписался на следующий день после приземления. Расписались на нем и члены МКС.
- Когда я показал эту газету и они увидели автограф Гагарина, то разглядывали ее, мягко говоря, с благоговением, - рассказывает Олег. - Они были просто невероятно восхищены! Потому что поставить свою подпись рядом с автографом Гагарина - большая честь для любого современного космонавта.

Космический багаж вернулся на Землю, но сейчас находится в РКК «Энергия». Пока же для читателей «ВК» Олег передал фотографию своего экипажа с личными подписями.
Хобби астронавтов
- На борту появилась фотокамера Nikon D3s, очень удобная для ночных съемок. Ее американцы давали нашим космонавтам. Объективы были длиннофокусные - 300-800 мм. К тому же сейчас на борту есть компьютеры, с помощью которых можно выходить в Интернет, - рассказывает Олег. - Я находил интересующие меня объекты, их координаты. И с помощью специальной программы «Сигма» загонял данные об объекте, заводил будильник на ручных часах и ждал сигнала. Идет, например, ночной виток над Саудовской Аравией, где всегда красиво, ждешь этого дня. Мы все, что называется, набили руку и делали ночные снимки Европы, ночной Южной и Северной Америки.
Когда погода позволяет — то есть нет облачности, а станция «плывет» на первой космической скорости, можно делать очень красивые фотографии. Например, интересно смотрятся Аральское и Каспийское моря, озеро Байкал, Таманский полуостров, Амударья, ледники Памира, озеро Манитоба, Куба и Ямайка, леса Амазонии, различные вулканы... Да практически все!
Космическое общежитие
Со времени старта 21 декабря 2011 года с Байконура и до стыковки с МКС Олег был командиром космического корабля «Союз ТМА-03М». В состав его экипажа вошли также астронавт ЕКА Андре Кёйперс и астронавт НАСА Дональд Петтит, с которыми Кононенко подружился еще на Земле.
На орбитальной станции новый экипаж с нетерпением ждали уже знакомые по совместным тренировкам космонавты и астронавты: россияне Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и американец Дениэл Бёрбэнк.
Встреча была, конечно же, радостной, но расслабляться у обитателей МКС времени нет.
Вообще, день прибытия нового экипажа считается одним из самых тяжелых - работа длится до полутора суток. И только после окончания всех необходимых операций можно собраться всем коллективом и обменяться впечатлениями.
Впрочем, остальные дни, включая выходные, - не менее напряженные, ведь медицинские эксперименты и физические тренировки проводятся каждый день, и это не считая ежедневных техзаданий. В общей сложности во время экспедиции Кононенко провел около 40 научных экспериментов по изучению физико-химических процессов и материалов в условиях космоса, геофизики и околоземного космического пространства. Также изучались физические условия в космическом пространстве на орбите МКС и космическая биотехнология, медицина. Олег и его коллеги-космонавты производили дистанционное зондирование Земли. Также встретили грузовые корабли «Прогресс М-13М», «Прогресс М-14М» и «Прогресс-М15М», пилотируемый корабль «Союз ТМА-04М», участвовали в работах по приему и расстыковке американского корабля Dragon и европейского ATV-3.
Еще на станции Кононенко периодически проводил тренировки по взаимодействию экипажей в случае возникновения нештатных ситуаций, например утечки аммиака и токсичных веществ, пожара, разгерметизации, проводил разного рода презентации, видеоконференции.
Когда же стало известно,что срок экспедиции будет продлен, это вызвало всеобщую радость. Ранее экипаж Кононенко должен был быть на орбите 140 суток. А сдвинули график из-за повреждений во время земных испытаний спускаемой капсулы для следующего экипажа. Как будто сама судьба дала Кононенко шанс побыть в космосе подольше...
Инструкция для инопланетян
Американские космонавты проводили эксперименты на своем сегменте станции, россияне - на своем. Дениэл Бёрбэнк, например, периодически «доставал» из специального контейнера и «опробовал» человекоподобного робота Robonaut. Робонавт был способен на многое, в том числе использовать язык жестов, правда, под чутким руководством земных датчиков и Дениэла.
Американцы много трудились и над образовательными экспериментами, которые записывали на видеокамеру, а потом передавали на Землю. Однажды Дениэл проводил сеанс любительской радиосвязи со студентами одного из университетов Японии. Педантичные японские студенты поинтересовались у него, существует ли какая-нибудь должностная инструкция на случай встречи с инопланетянами. На что американский астронавт ответил, что это настолько серьезно и засекречено, что в обычном разговоре он вот так прямо все рассказать не может. Уже потом он признался, что пошутил. Кстати, Олег на вопрос о существовании инопланетян тоже посмеялся: «Наверное, есть...» А на мое предположение, что, возможно, в далеком прошлом одни люди «вышли» из космоса, а другие рождались на Земле, смеется: «У меня в паспорте написано, где я родился. Точно на Земле».
Однако, рассказывая о второй встрече с МКС, признается, что будто бы и не улетал оттуда.
- Те же запахи, те же ощущения, только светлее стало, ярче, - говорит он и, как всегда с шутливой улыбкой, добавляет: - Потому что светильники новые поставили. А так - как в любой командировке. Привыкаешь к новому месту, а когда возвращаешься назад, уже трудно представить, был ли ты там.
- Вообще мы часто подшучиваем друг над другом, - признается он, - без юмора на станции было бы тяжело. График работы очень плотный и все всегда чем-то заняты. Даже дни рождения отмечать некогда, например у нас с Геннадием Падалкой день рождения в один день. С утра поздравили друг друга, нас поздравили и - за работу, которой в этот день и у него, и у меня было очень много. Вечером только вместе поужинали.
Кстати, Геннадий Падалка, Сергей Ревин и Джозеф Акаба стали следующим экипажем, который и по сегодняшний день находится на МКС. На станции так заведено: отработал экипаж длительную экспедицию - встречает следующий и потом сам возвращается.
Спустя некоторое время после прилета Кононенко стал командиром МКС-31, то есть возглавил всю станцию.
- После этого для меня лично ничего не изменилось. Управление полетом станции осуществляется из двух центров: российским сегментом – из ЦУП-М (ЦУП-Москва, г. Королев, Россия) и американским сегментом – из ЦУП-Х (ЦУП-Хьюстон,
г. Хьюстон, США). Между Центрами идет круглосуточный обмен информацией, - рассказывает Кононенко. - Я с ними был на связи. Слушал, принимал решения, советовался с экипажем.
Трое на семь миллиардов
Работая на околоземной орбите, экипаж МКС провел нехитрый подсчет. Если на станции находится шесть членов экипажа, то на каждого приходится по миллиарду с лишним жителей нашей планеты, если трое - по два с хвостиком миллиарда. Миллиарды на Земле, а они - здесь, в космосе. Особо это ощущается во время выхода за пределы станции.
Свой третий выход в открытый космос Олег осуществил 16 февраля 2012 года. Вместе с Антоном Шкаплеровым, у которого это был первый выход в космос, они работали вне станции 6 часов 15 минут. Осуществили сложнейшую операцию - перенесли грузовую стрелу ГСтМ-1 со стыковочного отсека «Пирс» и установили ее на малом исследовательском модуле «Поиск». После чего закрепили на модуле «Поиск» блок экспозиционных образцов по эксперименту «Выносливость» - чтобы исследовать влияние космического пространства на механические свойства материалов космического назначения.
В рамках эксперимента «Тест» космонавты взяли пробы-мазки с поверхности рабочего отсека служебного модуля «Звезда» - для того чтобы узнать, как влияет внешняя атмосфера на поверхность станции и «поискать» наличие условий для жизнедеятельности микрофлоры.
- Вышел в открытый космос и первым делом посмотрел на Землю. Тут она выглядит совершенно по-другому, чем через иллюминатор. Посмотрел на станцию, и в очередной раз появилось чувство гордости за человечество, - вспоминает Кононенко. - Вот, смогли же создать такую штуку, как МКС, которая летает и управляется с Земли! Когда находишься на станции, это не так остро ощущается. Когда выходишь в открытый космос из повседневного быта станции - словно барон Мюнхгаузен выдергиваешь себя за косичку и думаешь: надо же, какая красота, как человек поднялся в своем развитии!
Технический минимум
Когда экипаж отправляется на орбиту, обязательно звучит вопрос о том, что с собой берут на станцию в личном багаже. Как правило, все говорят, что фотографии близких и родных. Олег Кононенко не любит развешивать фото на стенках станции. У него все по-спартански, функционально: висят часы-будильник, клипсы с необходимыми бумагами. Все фотографии и видеозаписи близких - в электронном виде. Даже айподом он предпочитает не пользоваться.
- Я лечу туда работать. Понятно, что надо и отдыхать, но я в каких-то развлечениях и музыке особо не нуждаюсь, хотя на борту большая коллекция, - говорит Олег. - Иногда хотелось посмотреть новые фильмы. Когда нам прислали фильм «Капитан Америка», устроили общий просмотр, так иногда бывает. Что касается информации о событиях на Земле, то нам ее присылает группа психологической поддержки, да и здесь есть интернет, хоть и медленный, но всегда можно выйти на нужный сайт и посмотреть то, что интересует.
- В течение рабочего дня устаешь, поэтому я всегда с удовольствием залетал в мешок и просыпался с чувством, что мог бы поспать еще 3-4 часика, - продолжает Олег. - Особо ничего не снилось. Так же как на Земле, когда долго над чем-то работаешь, во сне как бы продолжаешь эту работу. Если перед сном фотографировал Землю, то перед глазами проходит череда этих снимков.
Надо сказать, что космонавты не чувствуют себя отор­ванными от Земли и родных. Во-первых, они всегда могут позвонить им, обменяться фото и видео по Интернету. Во-вторых, каждые выходные проводятся часовые семейные видеоконференции.
Дома у Олега осталась жена Татьяна и двойняшки Андрей и Алиса. Кононенко признался, что перед вторым стартом особенно волновался за детей: в его отсутствие им предстояло пройти почти весь второй класс школы. Во время первого старта им было по пять лет, и они еще многого не знали, а вторую папину командировку восприняли с пониманием. Алиса даже сказала, что хочет тоже стать космонавтом-ученым, чтобы эксперименты всякие проводить. Татьяна только вздохнула. Она – не просто жена, мать и хозяйка дома. Она - жена космонавта. И это тоже особый характер, который, по словам Олега, позволяет ему с уверенностью утверждать, что многое, чего он достиг в жизни, — заслуга Татьяны.
- Когда связывался с ними, то дети взахлеб рассказывали о своих делах. Три раза на связь приходил весь класс, где они учатся, - рассказывает Олег. - Для них делал специальные видеоэкскурсии. Там, на станции, есть вай-фай, я брал компьютер и летал с ним по станции, рассказывал что к чему.
Есть посадка!
Пожалуй, эта фраза вызывает такое же особое чувство, как и «Есть касание», когда корабль с экипажем прибывает на МКС.
На Землю Кононенко вернулся со своим экипажем 1 июля 2012 года. Члены экспедиции провели на станции 192 суток 18 часов 58 минут 21 секунду.
Еще на орбите Олег мечтал попить воды не из пакета, а из обычной чашки и попасть под самый обычный душ. После посадки в Джезказгане Олег захотел есть только свежие помидоры и огурцы. Воду, правда, пришлось опять же пить из бутылки, потому что находился он в полулежачем положении. Теперь у космонавта продолжается земная жизнь.
- Когда оказываешься в космосе, смотришь на жизнь на Земле с другого ракурса. Земные проблемы, которые многих волнуют - квартира, деньги, машина, - кажутся настолько мелкими по отношению к той Вселенной, с которой соприкасаешься! - говорит он. - В космосе ценны твои знания, лишь то, что умеешь делать своими руками. А когда возвращаешься на Землю, понимаешь, что здесь можно ничего этого не уметь, но иметь многое...
Наша беседа началась в Звездном городке, а продолжалась в машине по дороге в город Королев, где сейчас живет Олег и его семья. А потом все вместе — с женой космонавта Татьяной и детьми Алисой и Андреем - мы зашли в местную «Япошу». Олег с удовольствием ел мясные медальоны и манты, дети, глядя на отца, тоже что-то уплетали с космическим аппетитом. Чувствовалось, как они соскучились по нему, ведь большую часть времени по возвращении он опять проводил на работе... Но - впереди семью ждет долгожданный отпуск - скорее всего, в Кисловодске. И вот тогда уж они вдоволь наобщаются со своим любимым звездным папой.

Справка
Кононенко Олег Дмитриевич.
Летчик-космонавт Российской Федерации.
Родился 21 июня 1964 года в городе Чарджоу, Туркменская СССР. Окончил Харьковский авиционный институт. В 1988 году распределился в Самару (тогда Куйбышев) в 501 отдел Центрального специализированного бюро, ныне входящего в состав ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Работая в ЦСКБ, с 1996 по 1999 год прошел курс общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов. Перевелся на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов РКК «Энергия».
В 2008 году отправился на Международную космическую станцию на 198 суток. Дважды выходил в открытый космос, где в общей сложности провел 12 часов 15 минут 48 секунд. За мужество и героизм, проявленные во время полета, Олег Кононенко был удостоен «Золотой звезды» Героя Российской Федерации, медали «За заслуги в освоении космоса», ордена «Звезда президента» (Туркменистан), награды «Роскосмоса» «Знак Королева», высшей награды космического агентства НАСА «За исключительные заслуги» и медали «За космический полет».
Второй раз к МКС Кононенко стартовал 21 декабря 2011 года. Был командиром космического корабля «Союз ТМА-03М», командиром МКС-31. Провел на орбите 192 суток. Третий выход за пределы станции совершил на 6 часов 15 минут.

 

Экипаж изучает бортовую документацию под космическим «иконостасом»,
где рядом со святой богородицей - портреты Гагарина и Королёва
 
 

Автографы для читателей «ВК» оставили Дональд Петтит, Олег Кононенко и Андре Кёйперс

16 февраля 2012 года. Третий выход Кононенко в открытый космос

Семья космонавта: Алиса, Олег, Андрей и Татьяна Кононенко

 

Источник: Газета "Волжская Коммуна", фото Юлии Рубцовой, ЦПК, НАСА