«Штурманские» часы Юрия Гагарина, которые были на нём во время космического полёта, можно увидеть в музее Центра подготовки космонавтов. В апреле 1961 года первый космонавт мира подарил их тогдашнему Главкому ВВС Константину Вершинину, о чём свидетельствует гравировка на корпусе часов. Спустя годы дочь Вершинина – Елена Константиновна – передала раритет музею ЦПК.
Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин активно участвовал в становлении советской пилотируемой космонавтики. Входил в состав Государственной комиссии по запускам первых космических кораблей серии «Восток». Именно ему был адресован короткий доклад, прозвучавший 12 апреля 1961 года.
«Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет», - отрапортовал Гагарин после приземления.
По сохранившимся сведениям Юрий Алексеевич передал Вершинину памятный сувенир 15 апреля 1961 года. Возможно, это произошло в столичном Доме учёных, где проходила первая после полёта пресс-конференция космонавта. Главком ВВС присутствовал на ней.
То, что часы Гагарина, побывавшие вместе с ним в космосе, хранятся в музее ЦПК, на самом деле факт не широко известный. Тем удивительней случай, произошедший в начале 1990-х годов, когда семеро австрийских космонавтов проходили отбор в ЦПК.
«Тогда все иностранцы знакомство с Центром подготовки космонавтов начинали с нашего музея. Переходим мы из зала в зал, и вдруг австрийские кандидаты в космонавты просят показать часы Гагарина, - вспоминает директор музея ЦПК Наталья Таланова. – Откуда они могли знать о том, что часы у нас? Оказалось, у себя на родине они смотрели матчи чемпионата мира по хоккею, и в перерывах было что-то вроде викторины. Тогда они услышали, что часы экспонируются в нашем музее».
В группе кандидатов был Франц Фибек, которому в итоге повезло стать первым австрийским космонавтом. Вернувшись из полёта, он вновь зашел в музей ЦПК и поделился радостной новостью. Его дочь Карина появилась 2 октября 1991 года - через восемь с половиной часов после старта своего отца. Франц Фибек носил часы, похожие на гагаринские, и считал, что они принесли ему удачу.
Производство часов, получивших название «Штурманские», специально для военно-воздушных сил началось в 1949 году на Первом Московском часовом заводе. В отрытую продажу они не поступали, часы выдавали военным лётчикам при поступлении в полк. Выдают их и сейчас, правда, «Штурманские» выглядят уже иначе.
Что касается космонавтов, то они отправляются в космос с наручными часами других марок. Перед полётом каждый получает по три экземпляра: одни надевают поверх скафандра, другие находятся под рукавами на запястьях. Наружные часы помимо прочего используются при выходе в открытый космос.