Полёты с воспроизведением режимов невесомости на самолёте-лаборатории ИЛ-76МДК - один из способов подготовки космонавтов к факторам космического полёта. Невесомость требует в первую очередь хорошей подготовки организма к экстремальным воздействиям. О специфике тренировок в условиях невесомости и её влиянии на вестибулярный аппарат рассказывает заместитель начальника отдела подготовки космонавтов к факторам космического полёта, доктор медицинских наук, заслуженный врач России, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Владимир Николаевич Алексеев. Полковник медицинской службы в отставке, Владимир Николаевич более 40 лет посвятил подготовке космонавтов.
- В наземных условиях создать невесомость, соответствующую невесомости в реальном космическом полёте, не представляется возможным, поэтому используется моделирование её при полетах на самолёте-лаборатории (СЛ) Ил-76 МДК. Переносимость режимов кратковременной невесомости во многом зависит от уровня статокинетической устойчивости человека, большую долю в которой составляет вестибулярная устойчивость. Благодаря многолетним наблюдениям установлено, что люди, имеющие высокую вестибулярную устойчивость, хорошо переносят кратковременную невесомость на СЛ, в то время как лица с пониженной вестибулярной устойчивостью, как правило, предрасположены к развитию болезни движения (укачиванию) с нарушением работоспособности. Вестибулярный аппарат хорошо поддается тренировке. Поэтому перед полётами на невесомость проводится цикл вестибулярных тренировок для лиц, имеющих пониженный или низкий её исходный уровень.
При полётах на СЛ происходит чередование воздействия перегрузки и кратковременной невесомости (около 28 секунд), после чего режим невесомости сменяется перегрузкой при подъёме самолёта (полёт по параболе Кеплера). В каждом полёте осуществляется до 10-15 т. н. «горок». Во время тренировок с воспроизведением режимов невесомости нарушается функциональное взаимодействие отолитов* и полукружных каналов вестибулярного аппарата, что приводит к появлению симптомов укачивания, которые постепенно накапливаются и могут привести к выраженным вестибуловегетативным расстройствам. В случае укачивания врач обязан оказать необходимую медицинскую помощь. Для этого пострадавшему от укачивания нужно прекратить всякие передвижения в салоне корабля, прислониться спиной к одному из бортов, не двигать головой, не смотреть в иллюминатор и т. д. При необходимости нужно использовать противоукачивающее средство из аптечки.
Надо понимать, что болезнь движения - это не заболевание в прямом смысле слова. Это ответная реакция организма на воздействие, после прекращения которого нормальное самочувствие восстанавливается. Болезнь движения может развиваться у абсолютно здоровых людей независимо от их профессии. Даже обладающий идеальным здоровьем человек, профессиональный спортсмен, может не выдержать воздействия невесомости.
В 1970-е годы полёты на СЛ использовали в качестве тренировок космонавтов для повышения вестибулярной и статокинетической устойчивости. Однако в последующем вестибулярной подготовкой стали заниматься в наземных условиях на специальных стендах по разработанным методикам, а полёты на СЛ использовать как ознакомительные, для отработки профессиональных навыков операторов.
Порядок допуска к полётам на невесомость следующий. Перед каждым полётом с воспроизведением режимов невесомости испытатель проходит инструктаж по особенностям работы и поведения на борту самолёта-лаборатории. Врач проводит медицинский осмотр, предусматривающий измерение артериального давления, пульса, температуры тела и осуществляет допуск к тренировке, после чего вместе с группой размещается на борту самолета ИЛ-76 МДК и выполняет свои функции врача-физиолога испытательно-тренировочной бригады в процессе всего полёта. По окончании тренировки врач оформляет протокол полёта с указанием оценки переносимости всех «горок» и практических рекомендаций.