Пресс-секретарь ЦПК Ирина Рогова: Добрый день! Мы начинаем пресс-конференцию основного и дублирующего экипажей 31/32-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию. В состав основного экипажа входят Геннадий Падалка, космонавт Роскосмоса (Россия), Сергей Ревин, космонавт Роскосмоса (Россия) и Джозеф Акаба, астронавт НАСА (США). Дублирующий экипаж: Олег Новицкий, космонавт Роскосмоса (Россия), Евгений Тарелкин, космонавт Роскосмоса (Россия) и Кевин Форд, астронавт НАСА (США). Также на пресс-конференции присутствует начальник Центра подготовки космонавтов С.К. Крикалёв. Пожалуйста, задавайте Ваши вопросы.
Елена Зубцова, ИТАР-ТАСС: Поздравляю вас с успешными экзаменами! По традиции, мой первый вопрос – о талисмане экипажа. Что вы выбрали на эту роль? Может быть, вы возьмёте с собой на орбиту в качестве «земного» сувенира что-нибудь из дома? И ещё вопрос к Джо и Сергею: чего вы ожидаете от этой первой для вас обоих длительной экспедиции?
Геннадий Падалка: Я возьму с собой свои личные iPod и iPad, на которых – личные фотографии, любимые фильмы и музыка. А о талисмане, наверное, лучше расскажет Джо, потому что наш талисман выбирал именно он.
Джозеф Акаба: Геннадий предоставил мне это право - выбрать талисман, и я выбрал дымчатого плюшевого медвежонка, с 1940-х годов символизирующего в Америке заботу об окружающей среде. Я везу его с собой, чтобы привлечь внимание людей к окружающей среде, которую надо беречь и охранять от пожаров и других бедствий.
Сергей Ревин: Я беру с собой плюшевую игрушку - маленького кенгурёнка. Он символизирует далёкий прыжок - космический полёт. Кроме того, я везу на орбиту подарки к дням рождения коллег. У нас три человека в ближайшее время будут праздновать свои дни рождения: в день стыковки, 17 мая, - день рождения Джо, а 21 июня - у Геннадия /Падалки/ и Олега Кононенко. Я везу небольшие подарки, надеюсь порадовать коллег скромными, но полезными в полёте сувенирами, которые, наверное, поднимут им настроение.
Екатерина Белоглазова, Новости космонавтики: У меня два вопроса. Первый – к Сергею Ревину: какие эксперименты Вы подготовили для этого полёта? Второй вопрос – к дублирующему экипажу: какой будет у вас позывной и почему именно он?
Сергей Ревин: По образованию я инженер-физик, но уже долгое время я нахожусь на подготовке, и поэтому моя специальность расширилась. Теперь в мою профессиональную сферу входит не только физика, но и вся космическая отрасль, а она достаточно многогранна. В связи с этим я займусь проведением образовательного эксперимента. Это работа, которая будет идти под общим названием «Уроки из космоса». Общая направленность этого эксперимента – это образование школьников. Программа рассчитана на 5 – 7 класс. В настоящее время разработаны методики, практически подготовлен сценарий и мы нашим экипажем экологов будем в этой области работать. Наши уроки будут иметь экологическую направленность. Они посвящены тому, чтобы показать ребятам, насколько интересна наша Земля, как важно её беречь. Методика отработана, я преподавал в школе, отрабатывал данную методику.
Олег Новицкий: Позывной нашего экипажа – «Казбек», по названию одного из пятитысячников северного Кавказа. Я думаю, горы всегда вселяли ощущение уверенности, силы и неприступности. Высота этого пятитысячника – 5033 метра. Номер нашей экспедиции – 33, символично!
РЕН-ТВ: Геннадий Иванович, как прошли вчерашние экзамены? Расскажите, пожалуйста, как Вы справляетесь с трудностями полёта? Тяжело ли в психологическом плане находиться в космосе?
Геннадий Падалка: Экзамены прошли весьма успешно. Сегодня Межведомственная комиссия утвердила основной и дублирующий экипаж без проблем. Вы правы, конечно, что самое тяжелое в космосе – это не технические детали, а вопрос психологических взаимоотношений. Безусловно, от психологического климата в экипаже зависит успех полёта. Я полагаюсь на свой опыт, поскольку был командиром уже не раз и в предыдущем моём экипаже тоже был интернациональный коллектив: японец, бельгиец, американцы и канадец - люди с разными традициями, привычками, менталитетами. Тем не менее, понимая и осознавая наши различия, мы старались выстроить отношения так, чтобы работалось всем легко и просто. Я обладаю подобным опытом работы в длительной международной экспедиции. Я очень давно знаком с Сергеем и Джо, мы встречались в неформальной обстановке, так что психологический климат в нашем экипаже никоим образом не скажется отрицательно на нашей работе и на взаимоотношении со специалистами на Земле.
Ирина Рогова: Вы побывали на станции, когда экипаж впервые включал шесть человек. Скажите, как тяжелее: когда на станции шесть космонавтов или три?
Геннадий Падалка: Что Вы, вшестером интереснее! Коллектив больше, работа быстрее делается. Сейчас станция настолько увеличилась, там такие большие объемы внутри, что троим там просто не справиться. Когда ребята остаются в пересменку втроём на пару-тройку недель, то им довольно сложно из-за огромных размеров комплекса. По сути дела, когда подлетаешь к станции на корабле, она выглядит, словно небольшой космический городок.
Ирина Рогова: Сергей Константинович, не хотите добавить что-нибудь из личного опыта?
Сергей Крикалёв: Я бы хотел дополнить, но Гена обо всем сказал. Что касается сложностей полёта, то здесь, может быть, есть нюанс, связанный с психологическими аспектами, с другой стороны, они перебиваются мотивацией выполнения программы полёта. Собственно, Гена на эту тему и сказал, что полёт определяется задачами, и эти задачи являются первостепенными. Поэтому все психологические особенности уходят на второй план.
Стефани Столл, NASA-TV: Вопрос Джозефу Акабе. Три года прошло с момента Вашего первого космического полёта в составе экспедиции STS-119 на шаттле «Дискавери». Сейчас, спустя три года, возвращаясь обратно на космическую станцию, что Вы чувствуете и что Вы ожидаете?
Джозеф Акаба: Прежде всего, говоря с точки зрения участника достаточно короткой экспедиции на шаттле, хочу сказать, что, прежде всего, я жду моего первого длительного полёта. В этом случае космическая станция будет для меня домом, потому что в первый полёт, который занял две недели, всё было так, как если бы ты пошёл в гости. Сейчас мы имеем достаточно времени, чтобы выполнить обширную научную программу, принять много комических кораблей - это будет также и историческим аспектом нашего полёта. К нам прилетит космический корабль SpaceX и другие корабли посещения. Я с нетерпением жду моего первого длительного космического полёта.
Ирина Рогова: Предстоящий полёт станет первым длительным полётом Джозефа Акабы и первым космическим полётом Сергея Ревина. В связи с этим, сегодня удостоверение космонавта Сергею Ревину вручает спортивный комиссар Федерации космонавтики России Николай Борисович Бодин.
Николай Борисович: Разрешите поздравить основной и дублирующий экипажи от имени президента Федерации космонавтики России, летчика-космонавта СССР Владимира Васильевича Ковалёнка с успешным окончанием подготовки к предстоящему полёту в космос. Вы все неоднократно слышали, что в соответствии с действующим порядком мировой аэронавтической федерации, космонавту, который готовится осуществить свой первый космический полёт, вручается удостоверение космонавта международного образца. Федерация космонавтики такое удостоверение для Сергея Ревина оформила под номером 137. Это удостоверение Сергей Николаевич возьмёт с собой в полёт, поставит там специальные штампы, как это сложилось у космонавтов по традиции. Это удостоверение даёт особый иммунитет его обладателю: в нём на пяти языках излагается просьба о содействии предъявителю этого удостоверения. Я с удовольствием вручаю Сергею Николаевичу это удостоверение. И разрешите сказать слова напутствия основному экипажу: 450 км под бортом Вашего корабля!
Наталья Бурцева, телестудия Роскосмоса: Геннадий Иванович, какая из Ваших трёх дочерей не хотела Вас отпускать? Сергей Николаевич, за каким земным объектом Вы будете наблюдать из космоса? Джо, как Ваша семья будет Вас провожать? И вопрос к дублирующему экипажу: хотели бы Вы, чтобы Геннадий Иванович был Вашим командиром? Когда намечен старт вашего экипажа?
Геннадий Падалка: Все мои дочери относятся к полёту трепетно. Что касается того, кто из них наиболее насторожён, то это мои старшие дочери. А для младшей мой полёт и подготовка к нему, всё, что с ним связано, – это удовольствие, тем более что она собирается приехать на Байконур.
Сергей Ревин: По поводу объекта изучения скажу, что по той методике, которую мы будем апробировать и использовать в ходе космического полёта, предусмотрено изучение экосистемы космической станции, как аналога планеты Земля. Через знания о том, как устроена экосистема космической станции, как в этой системе живут космонавты, используя метод аналогии, мы будем плавно переходить к анализу того, как живёт планета Земля. Я думаю, этому исследованию будут посвящены отдельные уроки, о которых я говорил ранее.
Джозеф Акаба: Во время моего старта с космодрома Байконур мои дети будут находиться в США. У них была возможность проводить меня на старт, когда я отправлялся в мой первый полёта на шаттле «Дискавери». Прежде всего, я хочу поблагодарить моих детей и членов моей семьи за то, что они поддерживают меня во время моих космических полётов и подготовки к ним. Для моих близких проводы в космос и ожидание на Земле - поистине стрессовая ситуация.
Евгений Тарелкин: Геннадий Иванович – очень авторитетный космонавт, и мечта полететь с ним в одном экипаже, наверное, когда-нибудь была. Но, думаю, я выражу мнение всего экипажа, если скажу, что нас устраивает наша команда, потому что на тренировках у нас даже сердца бьются в одном ритме, так доктора говорят. Если у кого-то сердцебиение ускоряется, то же самое происходит сразу у всего экипажа. Так что в составе дублирующего экипажа нас всё устраивает. Наш старт намечен на 15 октября, и мы надеемся, что никаких переносов не будет.
Кевин Форд: У меня уже была возможность побывать в одном полёте с Геннадием. Во время моего космического полёта на шаттле в экспедиции STS-128 в 2009 году мы с ним встретились на станции. В то время у нас на борту было 13 человек - это много! - и у меня не осталось никаких сомнений, что Геннадий фантастический командир Международной космической станции. Мы прекрасно провели время вместе на борту МКС.
Сергей Шамсутдинов, Новости космонавтики: У меня вопрос к иностранным членам экипажей. Как вы оцениваете российский корабль «Союз»? Когда в США появится новый корабль?
Джозеф Акаба: Как мы уже говорили ранее, для нас это прекрасная возможность побывать в составе таких экипажей и лететь на космическом корабле «Союз». Корабль очень надёжный. Единственное отличие от шаттла будет в посадке.
Кевин Форд: У меня тоже нет никаких сомнений по поводу надёжности космического корабля «Союз», который доставит нас на борт МКС. Во время моего полёта в составе экспедиции шаттла я тоже летел в правом кресле и сейчас я тоже займу своё место в правом кресле. Конечно, мои обязанности и моя роль будут несколько отличными, и я с нетерпением жду возможности наблюдать за тем, как космическим кораблем «Союз» будут управлять мои товарищи по экипажу – Олег и Евгений. С завершением программы шаттла у нас сейчас нет возможности осуществить самостоятельный полёт на МКС. То, что мы имеем возможность летать на российских кораблях – это прекрасный аспект нашего международного сотрудничества.
Сергей Крикалёв: Корабль скоро появится. Буквально в ближайшее время стартует корабль, который, если всё будет нормально, сможет стыковаться с пока ещё необитаемой новой станцией, которая работает в тестовом режиме. Корабль SpacеX, о котором здесь уже несколько раз говорили, планируется к запуску уже сейчас.
Елена Зубцова, ИТАР-ТАСС: Геннадий Иванович, расскажите про эксперимент со спутником. А также вопрос иностранным членам экипажа: как вам подготовка в ЦПК, чем она отличается от подготовки в НАСА?
Геннадий Падалка: Во время выхода в открытый космос будет выведен небольшой спутник, движение которого будут отслеживать, моделировать и прогнозировать на Земле. Это сделано для того, чтобы потом делать прогноз движения падающих с орбиты объектов космического мусора. Сама экспериментальная программ очень обширная. Мы будем проводить эксперименты, связанные с перспективами космических технологий, например, «Кулоновский кристалл» - это эксперимент, направленный на изучение динамики движения заряженных частиц в магнитном поле и микрогравитации. Проведение эксперимента связано в первую очередь с созданием плазменного двигателя, чтобы в разы сократить путешествие к Марсу и так далее.
Джозеф Акаба: Я поистине потрясен опытом специалистов и инструкторов, которые работают в ЦПК. Конечно, здесь обучение ведётся на чужом языке, но я очень рад, что все достаточно терпеливо относятся к нам, как к иностранным коллегам. Я могу сказать, что мы готовы к космическому полёту. И сейчас, после прохождения подготовки в ЦПК, я могу назвать всех людей, которые со мной работали, не просто коллегами, а друзьями. Разница между подготовкой дома, в США, и подготовкой в ЦПК заключается в том, что дома есть разнообразные обязанности, которые в какой-то мере отвлекают от подготовки, а здесь ничто не отвлекает от учёбы и тренировок, поэтому есть возможность сосредоточиться на поставленных целях.
Кевин Форд: Я полностью согласен с тем, что сказал Джо. Единственное, что могу добавить, корабль – невероятно сложная машина. Мне довелось служить лётчиком-испытателем, я летал бортинженером. После работы в ЦПК я могу сказать, что получил новый опыт в изучении космических систем, получить который ранее я не имел возможности. Инструктора – фантастические специалисты благодаря своему многолетнему опыту, который они приобрели здесь, в ЦПК. Они нам передали глубокие знания о космическом полёте и его различных деталях. Я поистине доволен полученными знаниями и пройденной подготовкой. Как уже сказал Джо, сравнивая подготовку в России и США, здесь мы действительно больше концентрируемся непосредственно на подготовке, и я с ним соглашусь. Главной трудностью был язык. Многое преподаётся на русском языке. Несмотря на это, для меня большая честь проходить подготовку в ЦПК и готовиться к полёту на российском космическом корабле.
Алексей Песляк, РИА Новости: У меня вопрос к Сергею Крикалёву: всем известно, что Геннадий Падалка - начальник управления по экстремальным видам подготовки в ЦПК. Как же он покинет свою должность и отправится в космос?
Сергей Крикалев: Очень многие космонавты и до того, как попадают в отряд, и уже совершив космический полёт, продолжают работать в космической инфраструктуре, и работа бывает разной. Я в свое время работал в Центре управления полётами, в смене, разговаривал с экипажем, мы разрабатывали различные методики. Кто-то после своего полёта передавал опыт следующим поколениям космонавтов, и это нормально. Космонавты, набравшись опыта, должны передать его и следующим поколениям космонавтов, и инженерам, которые разрабатывают космические корабли, и инструкторам, ведь опытные космонавты являются инструкторами для инструкторов. Должна существовать обратная связь между тем, что даётся на тренировках, и тем, что реально видят космонавты.
Несколько слов о том управлении, которое возглавлял Геннадий Иванович. Это управление, которое отвечает за спецтренировки. Наверное, многие из вас видели, как космонавты работают в гидроневесомости, в скафандрах под водой тренируют действия по выходу в открытый космос. Управление осуществляет парашютную подготовку и тренировки на центрифуге – всё это направлено на то, чтобы научить космонавтов работать в стрессовых условиях, когда необходимо управлять космическим кораблем в условиях воздействия перегрузок. Также управление осуществляет тренировки «на выживание» – многие из вас видели кадры, как космонавты выживают зимой в лесу, летом в водоёме и в пустыне. Геннадий Иванович возглавлял это управление, пока окончательно не вошёл в плотный график подготовки к полёту. На мой взгляд, это было очень правильно; сужу по своему опыту: нужно не только брать у инструкторов то, что они тебе дают, но и уметь отдавать системе результат обучения и собственной работы. Гена сейчас находится на том уровне, который требуется. У американцев система примерно такая же: опытный космонавт уходит работать в промышленность, или в систему подготовки, или в систему управления полётами, иногда в администрацию. Мой партнёр по полёту на шаттле, Чарли Болден, сейчас возглавляет американское космическое агентство НАСА. Я рад, что Геннадию удалось совмещать подготовку и работу в управлении. Думаю, для него было очень полезно рассмотреть другую сторону подготовки к полётам, а для всей системы было полезно использовать его опыт. Я считаю, что сейчас он вложит свой опыт в нашу программу, а когда вернётся, надеюсь, он продолжит работать в космической отрасли.
Алексей Песляк, РИА Новости: Какие научные эксперименты в программе полёта для Вас наиболее интересны?
Геннадий Падалка: Для меня интересны эксперименты, связанные с экологией, поскольку я сам давно этим занимаюсь. Есть ряд усовершенствованных экспериментов. Мы проводим не только обычное наблюдение и фотографирование, но и фотографирование в различных спектральных зонах. Поскольку у меня это уже четвёртый полёт, мне интересны эксперименты в области медицины – любопытно, как меняется мой организм в процессе полёта. Интересны эксперименты, связанные с перспективными космическими технологиями, такие как «Альбедо» и «Кулоновский кристалл».
Сергей Ревин: Я отмечу те эксперименты, которые связаны с творческой работой. В основном они связаны с увеличением наблюдения за Землёй из космоса. Второе направление – это изучение влияния пилотируемой космонавтики на мировоззрение людей. В связи с этим осуществляется ряд работ, связанных с образовательной программой, эти работы поддерживаются Роскосмосом. Итак, мне больше всего интересны уроки из космоса, изучение экосистем станции и экосистем планеты Земля.
Джозеф Акаба: Я жду, когда мне представится возможность провести на МКС медицинские эксперименты, связанные с исследованием различных частей тела и изучением реакции человеческого организма на космический полёт, особенно на протяжении длительного периода. Несмотря на то, что с момента первого полёта человека в космос прошло уже более полувека, есть множество областей, которые ещё недостаточно изучены, и я с нетерпением жду возможности поучаствовать в подобных экспериментах.
NRC: Геннадий Иванович, вы летите в космос уже в четвёртый раз. Что нового Вы ожидаете от этого полёта, чем он Вас привлекает?
Геннадий Падалка: Привлекает, прежде всего, то, что полёт - это моя работа. Во-вторых, станция увеличилась, добавилось два новых российских сегмента, добавились новые модули на американском сегменте, и мне интересно посмотреть новые космические корабли. В области научной программы появился целый ряд экспериментов, связанных с перспективными космическими технологиями. Для меня особенно привлекательно, пожалуй, само путешествие туда и обратно. Это наиболее эмоциональный момент.
Первая смена, Ретро FM: Мы знаем, что каждый космонавт выбирает себе меню на станцию. Расскажите, какие любимые блюда вы с собой возьмёте. Не боитесь ли вы поправиться?
Геннадий Падалка: Безусловно, ассортимент продуктов питания достаточно широк, и сейчас мы даже можем заказывать те продукты, которые продаются в обычном магазине. Я, честно говоря, сладкоежка, поэтому мне больше по вкусу мармелад и халва. К сожалению, нет мороженого, точнее, оно есть, но его невозможно хранить, потому что на станции нет холодильника. Поправиться мы не боимся, ведь у нас в расписании два с половиной часа ежедневных тренировок, поэтому вес не набирается.
Сергей Ревин: У меня ещё нет опыта космических полётов, поэтому я могу ориентироваться только на свои вкусовые предпочтения на Земле, а они традиционны для нашей кухни. Порадовали иностранные партнёры: нас заинтересовала и японская кухня, и французская, например, морепродукты – это полезная пища и вкусная. Я возьму с собой на борт черничное варенье. Надеюсь, что мои вкусовые ощущения не изменятся, а если изменятся, то только в лучшую сторону.
Джозеф Акаба: На американском сегменте у нас 90-дневный рацион меню, иногда нам присылают некоторые бонусные контейнеры. Но я надеюсь, что российские коллеги поделятся со мной вкусной едой, и у меня будет возможность попробовать и российские продукты.
Сергей Крикалёв: Я хотел бы немного добавить. Есть возможность адаптировать и стандартное меню. Можно выбрать некоторые блюда в зависимости от вкусовых предпочтений. Благодаря международному сотрудничеству, ещё на «Мире» - Гена тоже застал этот период - у нас было меню, состоящее из четырёхдневного, а потом и шестидневного цикла. Еда повторяется каждые шесть дней, а что-то могло повторяться и каждый день. Сейчас у нас есть возможность использовать еду наших международных партнеров, появилась даже японская кухня. Когда я летал в первый раз, было немного французской пищи на борту, поскольку я летал с французом. Сегодня география сотрудничества настолько расширилась, так что еда стала значительно разнообразнее.
Поздравить экипаж приехали ведущие утреннего шоу «Первая смена» на Ретро FM. Они пожелали космонавтам счастливого полёта и подарили набор лучшей музыки 70-х, 80-х и 90-х годов. «Надеемся, что наша музыка будет звучать на Международной космической станции и поднимать настроение», - сказали гости из Ретро FM.
Ирина Рогова: Хочу поблагодарить журналистов за хорошие вопросы, а экипаж за хорошие ответы. После окончания пресс-конференции наши экипажи посетят рабочий кабинет Ю. А. Гагарина, где оставят свои записи в книге экипажа, а затем возложат цветы к памятнику Ю. А. Гагарина. Затем у них начнется профилактический отдых, и 2 мая мы приглашаем вас на торжественные проводы экипажа, которые состоятся в Звездном городке. Спасибо большое!
Старт транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-04М» запланирован на 15 мая 2012 года.