12 августа 1912-го года Военное ведомство Российской империи издало приказ, о создании первой воздухоплавательной части. Более 50 лет из 100 военная авиация тесно связана с космонавтикой. Из лучших военных лётчиков-истребителей был сформирован первый отряд покорителей космоса с кодовым названием «ВВС №1». Сегодня те, кто покоряют звездные просторы, так и называются – лётчики-космонавты.
Десять часов налета перед экспедицией к звездам – такой норматив тренировок. После возвращения с МКС на Землю тоже обязательно поддерживать форму и не давать организму отвыкать от перегрузок.
Двигатели на старт, и в кабине истребителя уже нет авторитетов. Даже космонавт и Герой России должен четко выполнять указания летчика-инструктора.
– К взлету готов.
Так сегодня выглядит один из этапов подготовки любого космонавта – летные тренировки на учебных самолетах Л-39.
"Бочечка пошла. Вот, автомобилистов порадовали", — комментирует полет инструктор.
"Как самочувствие, Миша?" – интересуется инструктор у своего подопечного.
"Полный драйв, я такого не делал еще", — отвечает летчик-комонавт Михаил Корниенко.
Корниенко побывал на МКС в 2010 году. Теперь старается не растерять навыки: приехал полетать на аэродром Чкаловский. Бочка, штопор, мертвая петля. При этом надо следить за приборами, вести радиообмен и навигацию. Потом на орбите это пригодится.
"Это и умение принимать быстрые решения в экстренных ситуациях, что очень важно там, на орбите. Это и, как вы сказали, адаптация к перегрузкам. Потому что на центрифуге нас вертят раз в год. А тут полетал, привык, и организм все вспомнил. Держишь себя все время в тонусе", — поясняет Герой России, летчик-космонавт Михаил Корниенко.
Их официальные звания так и звучат – летчики-космонавты. Однако сегодня в отряде ЦПК именно летчики далеко не все: в космонавты идут инженеры, биологи, врачи. Корниенко как раз из тех, кто первый раз сел в истребитель, став кандидатом в космонавты. Хотя страсть к небу – с детства.
"Конечно, профессиональные летчики, которые у нас в отряде, космонавты, они смотрят свысока, когда я рассказываю о своих полетах, потому что я все же не профессионал. Хотя я в свое время поступал в Качинское училище, но по здоровью не прошел, как это ни парадоксально. В космонавты сгодился 25 лет спустя. Тогда конкурс был большой, это понятно. А сейчас мечта сбылась, я летаю", — поясняет летчик-космонавт Михаил Корниенко.
"Летная подготовка – это сродни тренировкам у спортсменов. Если он тренируется в легкой атлетике, значит, он бегает хорошо. Штангист поднимает штангу, гимнаст выполняет упражнения на снарядах, а летчик-космонавт – это профессия техническая, предусматривает во время старта отрыв от Земли, ощущения выхода в невесомость. Организм должен быть готов к этому", — рассказывает заслуженный военный летчик и заместитель начальника авиационного управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина Андрей Волошин.
Руки космонавта должны уметь ювелирно управлять летательными аппаратами, в том числе космическим кораблем "Союз". Хотя стыковки сейчас автоматические, но взять на себя управление надо быть готовым. Для этого — полеты строем, сближение истребителей до нескольких метров. Космонавты потом говорят летчикам "спасибо".
"У Салижана Шарипова было так, что при стыковке в автомате на каком-то близком удалении пришлось перейти моментально на ручное управление. Салижан великолепно справился, сильный летчик, как я его помню", — приводит пример Андрей Волошин.
"Самолетную подготовку никто не хочет исключить. Мы понимаем, что создать переменную перегрузку можно и на центрифуге. Но на самолете есть небо, есть земля. Все реально ощущается", — подчеркивает начальник службы авиации Роскосмоса Михаил Ранюк.
Это стало ясно еще в 1960-е, тогда при активном участии Юрия Гагарина и начали формировать авиационный полк для подготовки космонавтов. Говорят, Гагарин даже сам выбирал командира.
"Приходил и мне говорил: ну, какие у тебя трудности? Я говорю: трудности обычные, должны самолеты поставить, а не поставляют. Он: а кто, что? Я ему называл завод, место. Он тут же брал трубку, звонил секретарю обкома и через два дня я получал самолет", — вспоминает помощь первого космонавта своим коллегам Андрей Волошин.
Евгений Иванович Пантелеев командовал эскадрильей с 1967 года. Одним из первых начал летать на невесомость. На специальных Ту-104 впервые смоделировали нулевую гравитацию, чтобы испытывать космическую технику и тренировать первых космонавтов.
"Все говорили, что мы поставим автомат, который будет выполнять эту горку по невесомости. Нам обещали поставить прибор, который будет фиксировать невесомость в кабине. Но я знаю, что сейчас уже на Ил-76 горку выполняют, но прибора такого нет и нет никакого автомата. У нас элементарный был прибор, который и сейчас существует, – это шарик от пинг-понга. Я его вешал и смотрел, когда невесомость", — делится секретами профессиональной космической кухни ветеран авиационного полка Евгений Пантелеев.
Сегодня полет на невесомость для космонавтов, как первое свидание с той средой, в которой предстоит провести долгие месяцы. Для летчиков уникальной лаборатории Ил-76 – это тяжкий труд. Шутка ли: падать с воздушной горки высотой 6 тысяч метров и удерживать гигантскую машину.
"Они пусть не пилотажники, как пилотажная группа "Витязи" или "Стрижи". Но это те летчики, которые летают и на Л-39, и на самолетах Ту-154, Ту-134, на Илах. Это летчики с большим чувством и пониманием ответственности за выполняемую задачу. Они прекрасно понимают, кого они перевозят, кого обучают", — подчеркивает Герой России летчик-космонавт Василий Циблиев.
Когда подготовка уже за спиной и впереди две недели до старта, космонавтам остается лишь безаварийно долететь с Чкаловского до Байконура. По традиции, основной и дублирующий экипажи летят на разных самолетах с интервалом в 20 минут. За штурвалом все те же летчики, с которыми космонавты провели в небе десятки часов.
"Сегодня мы выполняем полет по доставке космических экипажей с аэродрома Чкаловский на Байконур. Для доставки каждого экипажа у нас готовится отдельный специальный самолет", — наговаривает на камеру Роман Романенко.
Командир космического экипажа Роман Романенко в Ту-134 как дома. Причем налет у него больше в кабине, чем в салоне.
"Именно за штурвалом этого самолета я летал, лет 6 примерно, — вспоминает Герой России летчик-космонавт Роман Романенко. — Можно прилечь, отдохнуть. Это очень важно для тех космонавтов, которые возвращаются с полета. Они прилетают уставшими, очень долго готовятся к посадке. Около суток уходит на то, чтобы вернуться на Землю. Поэтому очень важно для них иметь такой класс в самолете, чтобы можно было лечь, отдохнуть".
Астронавт Кристофер Хэдфилд, поддавшись любопытству, просится в кабину "тушки". Язык авиации международный, летчик с летчиком быстро находят общие темы.
"Я летчик-истребитель и испытатель всю жизнь. Это хороший самолет, сильный. По-моему, лучше, если мы знаем, как работает самолет. Вы знаете, шаттл был старый и "Союз" – старый, Но знаете, старая идея – это неплохо", — отмечает Кристофер Хэдфилд.
Новая идея в авиации – максимально использовать тренажеры для подготовки. Космонавтов это тоже ждет, но реальные полеты останутся. Более того, для отработки экспедиций к другим планетам вскоре начнутся полеты на винтокрылых машинах.
"Понять, что такое вертикальное снижение, вертикальный подъем, как земля, поверхность смотрится при вертикальных подходах. Перемещения вокруг своей оси, боковые – влево, вправо, боком, хвостом назад. Эти вещи на самолетах невозможны, поэтому мы думаем, что одним из направлений дальнейшей подготовки космонавтов будет полеты на вертолетах", — делится планами начальник авиационного управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина Валерий Кислицын.
Государственная авиация Роскосмоса к полетам готова. Ждут новые задачи, современная техника.
Чистого неба.
Посмотреть сюжет можно перейдя по ссылке: http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2012/vesti11_08_12_1.php