Новости

Космонавт решил стать педагогом

23 ноября 2012

Космос и педагогика — что между ними общего?! Однако Сергей Ревин, месяц назад вернувшийся из экспедиции на МКС, уверен, что он и его коллеги, а также космонавтика в целом способны оказать существенное влияние на образовательный процесс в школах и институтах, а также стать эффективнейшим и убедительнейшим мотиватором для детей и юношества. И потому отправился учиться на педагога.

История Сергея Ревина, который шел к своей мечте — полету в космос — долгих 16 лет, редкий сегодня пример упорства в достижении цели. В 1996 году Сергей попал в отряд космонавтов, но полетел на орбиту только в 2012 году. Сперва он не смог пройти полный цикл подготовки из-за проблем с вестибулярным аппаратом, но методично проходил тренировки на выживание, на выносливость… А когда оказался физически готов, началось плотное сотрудничество Роскосмоса с Европейским космическим агентством, развернулся космический туризм, и это больно ударило по российским космонавтам-новичкам, за плечами которых еще не было полетов. В нулевые годы в ответственные экспедиции брали уже имеющих опыт, да и общее число наших космонавтов резко снизилось, и Сергей то попадал в основной состав, то оказывался в дублерах, то снова попадал в списки…

Но упорство в итоге привело к успеху — совсем недавно Сергей вернулся из 4-месячной экспедиции на МКС.

«МК» поймал героя в стенах Московского гуманитарного университета, в котором космонавт… учится в аспирантуре!

— Сергей, зачем вам быть гуманитарием и технарем?

— Космическая отрасль дает великолепные возможности самореализации. С одной стороны, это глобальная сфера, которая требует множество молодых специалистов, которые без шуток найдут в ней великолепную мотивацию сопричастности к великому делу, с другой — относительно закрытая область, персоны из которой обладают нешуточным влиянием и убедительностью для молодежи. Людей, побывавших на орбите, ничтожно мало в масштабах планеты, и им есть что рассказать школьникам и студентам. И поэтому я, технарь, физик, электронщик, ощутил в себе столь странную, как может показаться, гуманитарную тягу к образовательной деятельности и поступил в аспирантуру МосГУ…

— О чем ваша диссертация?

— Моя тема называется «Педагогическая деятельность космонавта в процессе профессиональной подготовки». Специфика работы на орбите дает космонавтам взгляд на вещи и философию, которую невозможно обрести на Земле. К примеру, взгляд на экологию «земного» эколога и космонавта принципиально различаются. Из космоса реально видно, что планета пульсирует и дышит, как живое существо, космос предоставляет уникальнейшие возможности по контролю состояния планеты и, следовательно, спасению ее от экологических катастроф… У космонавтов есть уникальные возможности по убедительному донесению этих знаний до людей, в первую очередь до детей. Мы можем формировать принципиально иное отношение к окружающей среде и планете в людях начиная со школы, но это надо делать профессионально, с учетом педагогической науки, а не только эпизодическими визитами на открытые уроки. И я хочу, чтобы в итоге моя диссертация стала помощью для самых разных педагогов в самых разных учебных заведениях, которые могли бы ей пользоваться для составления методических программ, пособий и материалов, с помощью которых можно сделать слово «экология» из чего-то туманно-невнятного реально близким детям!

— Что такое космонавтика сегодня с глобальной точки зрения?

— Сегодня космос можно условно поделить на «повседневные» орбитальные полеты и перспективные полеты к другим планетам — Луне, Марсу и т.д. Я считаю, что орбитальные полеты сегодня даже не столько важны с точки зрения тренировок перед межпланетными путешествиями или различных экспериментов (которые сегодня отлично делаются и на земле или вообще при помощи математического моделирования), сколько в качестве… социальной работы. «Космическая социальная работа» — это звучит странно, но на деле она вполне реальна, и сила ее воздействия на людей колоссальна. Космонавты, как прямо с орбиты, так и вернувшись на землю, способны быть невероятно убедительным мотиватором для молодежи! Да, общение со школьниками и студентами, выступления, конференции, книги и видеоматериалы не дают конкретного эффекта «здесь и сейчас» — это вам не созданный на орбите новый полупроводник или химическое вещество, которое можно пощупать руками… Но это работа на будущее, а нам сейчас на самом деле важнее воздействие на умы, нежели какая-то реальная технология, пусть и нужная и полезная… Американцы чрезвычайно эффективно используют свои успехи в космосе для повышения патриотизма граждан, для подъема популярности науки в обществе, для притока новых кадров во все высокотехнологичные сферы. У нас же это страшно недооценено…

P.S. В четверг, 22 ноября, Cергей Ревин провел свою первую встречу с подрастающим поколением — студентами вуза, в котором теперь учится, и учениками близлежащих школ.

Евгений Балабас, "Московский комсомолец"

http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/11/22/777937-kosmonavt-reshil-stat-pedagogom.html

Источник: http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/11/22/777937-kosmonavt-reshil-stat-pedagogom.html