Редкие кадры. Первые слова из космоса, записанные на кинопленку. Техника съемки в отряде космонавтов всегда была обязательной дисциплиной. И Германа Титова, и остальных космонавтов первого набора обращаться с камерой учил главный фото-маэстро — Борис Смирнов.
Они знакомы более полувека. Учитель Смирнов и ученик – космонавт Борис Волынов. Тогда будущих покорителей Вселенной называли "слушателями", а сам центр подготовки космонавтов располагался в крошечном домике.
Из подсобных инструментов — только кульман, молоток, и несколько кинокамер "Конвас-автомат". Через их объективы мир и узнал, как выглядит космос.
История космических кинофотосъемок началась еще до легендарного гагаринского "Поехали!". В 1955 году в Советском Союзе на заводе "Зенит" стали разрабатывать космическую оптику, для спутников. Дело новое, экспериментальное. Никто точно не мог сказать, насколько четкими получатся снимки сквозь земную атмосферу.
"Тогда впервые из космоса получены первые снимки Земли. На них четко дешифрован рыбак в лодке, удилище. И тогда все действительно поверили, что из космоса можно делать детальные снимки", — рассказывает замначальника предприятия по космической тематике Валерий Кудинов.
Полет человека в космос поставил новый вопрос – как объективно задокументировать начало космической эры. В космосе и на Земле. Техника в то время была несовершенной. Например, кинопленки для записи парадной госкомиссии хватало лишь на 10 минут.
"Она подходила к концу, и оператор Суворов, который снимал эту госкомиссию, говорил: "Сергей Павлович, у нас пленка кончается. Нужна перезарядочка". Ну, Королев говорил: "Товарищи, у киношников нужно перезарядить пленку. Давайте помолчим, потом будем продолжать". И все сидели, молчали, когда на камере меняли кассету, ставили другую пленку", — вспоминает ветеран Центра подготовки космонавтов, профессор ВГИК Борис Смирнов.
Как выглядят первые покорители космоса, страна и мир узнавали только после полёта. До посадки тиражировать фотографии советских космонавтов строго запрещалось. Исключение лишь для руководства страны, когда надо было выбирать кандидатов на полет. Так для Хрущева сделали обычные карточки в фотоателье и вложили их в личные дела.
"Хрущев посмотрел фотографии, полистал эти личные дела – так чисто формально, потому что они там все еще ничего выдающегося не сделали, и видимо, чувствуя какую-то неловкость этого момента, что вот люди на подвиг идут, а он где-то в стороне. Вот он, значит, сказал: "Вообще-то, хорошо хотя бы посмотреть фотографии вот этих людей". На что ему говорят маршалы: "Никита Сергеевич, вот же фотографии. Есть в личных делах". Он говорит: "Да не такие фотографии, я хочу посмотреть какие у них дети, жены. Вообще, какие они", — рассказывает Борис Смирнов.
Отношения между сотрудниками Центра подготовки и первыми космонавтами были дружескими. Смирнову поручили взять свой личный фотоаппарат и пойти к "слушателям" в гости. Тогда-то и были сделаны знаменитые фотографии родных Гагарина, Титова. Возможно, и они сыграли роль в выборе первого космонавта планеты Земля.
Сегодня фото и видеосъемка – неотъемлемый процесс подготовки космонавтов. А методы съемки, заложенные Борисом Смирновым, продолжает и совершенствует нынешний "летописец" ЦПК Андрей Шелепин. Один из тех, кто сопровождает космонавтов от первого появления в ЦПК и до полета в космос. Сегодня искусство съемки превратилось в обычную рутину. Все же тот, кто документирует происходящее, фактически проживает вместе с космонавтами приличный отрезок времени. Видит через объектив трудности и радости долгого пути к старту.
"Я прекрасно понимаю, как это тяжело. Это восхищает. Это вызывает восторг — как люди через все это проходят. К чему они готовы. И естественно, когда они приземляются – это как завершение некоего этапа. Первого или очередного в жизни космонавта. И очень приятно осознавать себя причастным — что ты участвовал во всем этом, и поставлена очередная точка, и ты рядом", — говорит Фотограф Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Андрей Шелепин.
Борт МКС. Фото и видеосъемки ведется ежедневно. Необходимое условие многих экспериментов. Однако некоторые фотографии явно превышают критерии ремесла, приближаясь к настоящим произведениям искусства, у истоков которого стоит настоящий мастер Борис Смирнов.
Ссылка на видео: http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2013/vesti16_02_13_1.php