Космонавты основного и дублирующего экипажей 35/36-й длительной экспедиции на МКС продолжают работу на самом ответственном этапе подготовки в ЦПК – экзаменационных комплексных тренировках (ЭКТ). Напомним, что в соответствии с программой полёта Международной космической станции предполагается использование четырёхвитковой схемы сближения, в результате которой продолжительность автономного полёта корабля до стыковки с МКС составит около 6 часов (ранее использовалась двухсуточная схема сближения, 34 витка, около 50 часов).
В 8 часов 20 минут к испытаниям на тренажёре транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-М» приступил дублирующий экипаж МКС-35/36 в составе Олега Котова, Сергея Рязанского (Роскосмос) и Майкла Хопкинса (НАСА).
Командир экипажа Олег Котов доложил членам экзаменационной комиссии о готовности к тренировке и вытянул экзаменационный билет с перечислением нештатных ситуаций, которые возможны во время тренировочного «полёта» на корабле. Какие нештатные ситуации содержатся в «экзаменационном билете», экипаж не знает – космонавты должны выяснить это в ходе тренировки, распознав нештатную ситуацию, определив порядок действий по её ликвидации и приступив к их выполнению.
Прежде чем занять свои места в тренажёре, космонавты пообщались с журналистами и ответили на вопросы о готовности к экзамену и полёту. Олег Котов отметил, что подготовка и полёт по четырёхвитковой схеме не менее насыщенны, чем по двухсуточной, ведь работа экипажа на всём пути до МКС идёт в интенсивном режиме.
В 8 часов 40 минут на российском сегменте МКС началась тренировка у основного экипажа (Павел Виноградов, Александр Мисуркин (Роскосмос) и Кристофер Кэссиди (НАСА). Перед началом тренировки Павел Виноградов сказал, что «быстрее летать - всегда интереснее», и заметил, что четырёхвитковая и двухсуточная схемы между собой сопоставимы, как поездка из Москвы до Санкт-Петербурга на «Сапсане» и обычном поезде. Российские космонавты рассказали о предстоящей программе работы на МКС (завершение серии экспериментов «Плазменный кристалл», несколько выходов в открытый космос, «встреча» российских и европейского грузовых кораблей).
У журналистов также была возможность пообщаться с представителями руководства Центра подготовки космонавтов: начальником ЦПК Сергеем Крикалёвым и начальником управления подготовки космонавтов ЦПК Валерием Корзуном. Журналистов особенно интересовала специфика предстоящего полёта и отличие от двухсуточной схемы. Сергей Крикалёв пояснил, что для отечественной пилотируемой космонавтики четырёхвитковая схема полёта корабля к космической станции не в новинку. Сейчас корабль достиг большой степени автоматизации, что позволяет сократить время полёта до МКС.
У Валерия Корзуна представители СМИ поинтересовались ходом подготовки экспедиции МКС-35/36 и работой основного экипажа на тренажёре РС МКС. Начальник 1 управления ЦПК рассказал об экзаменационной сессии, которая предшествует экзаменационным комплексным тренировкам. В её ходе космонавты демонстрируют свои знания и навыки работы с разными системами корабля и станции. Основной и дублирующий экипажи успешно сдали все экзамены – по сближению корабля и станции, стыковке, расстыковке, спуску, причаливанию грузового корабля. Валерий Корзун рассказал о том, как экипаж «тянет» экзаменационный «билет» и какие нештатные ситуации могут быть введены в работу космонавтов. В ходе тренировки космонавты должны вовремя обнаружить отказ или рассогласование систем МКС, определить характер происшествия и принять решение по выходу из этой ситуации. От слаженности и чёткости действий космонавтов, а также от того, правильно ли сработает экипаж, будет зависеть оценка за экзаменационный день.
По результатам комплексной тренировки совместная работа экипажа будет оценена членами экзаменационной комиссии.