Космонавты Олег Новицкий и Евгений Тарелкин после полугодового присутствия на орбите отправились на свою планету, а высадились на соседней. И совсем не потому, что погодные условия, отложившие их возвращение на сутки, сбили с курса. Им решили продлить космические ощущения.
По сути, не приходя в земное сознание, они стали участниками беспрецедентного эксперимента. Впервые на уникальной центрифуге отрепетировали ручной "спуск" на поверхность Марса. Никогда прежде космонавты после столь длительных полетов даже в лабораторном режиме не отрабатывали управляемую посадку. А пора бы, говорит начальник научного управления Центра подготовки космонавтов Борис Крючков. Коль скоро Роскосмос поставит задачу эффективно использовать МКС для будущих дальних экспедиций, следует брать процесс в свои руки. Ведь никто не знает, как автоматика поведет себя там. А человека можно проверить и здесь:
"До Марса надо лететь минимум полгода. И мы до настоящего времени не понимали, способен ли вообще космонавт выполнить ручной спуск, если он понадобится при посадке на Марс.
Мы впервые убедились, что космонавты способны выполнить такую работу. Мы задавали различные перегрузки на центрифуге, чтобы охватить весь возможный диапазон. Мы еще не знаем, какой будет кривая спуска. Это зависит от многих вещей: от конкретного космического корабля, от его характеристик, от орбиты, которая будет выбрана. Возможны несколько схем спуска. Мы пытаемся их охватить и изучить все".
Уникальный стенд-тренажер - это не просто центрифуга, а практически кабина корабля с полным функциональным набором. Все - под ключ. Старт, полет, спуск. Имитацию финиша проводили под действием реальных космических перегрузок, в условиях почти марсианской действительности.
Каждый из космонавтов выполнил свою работу трижды - по два раза в статике и по одному во вращающемся аппарате. Справились, по словам Бориса Крючкова, успешно. Это потому, что в принципе были готовы, делиться впечатлениями Олег Новицкий:
"Мы с радостью еще на борту сказали, что готовы провести этот эксперимент. Считаю, что, в принципе, мы отработали неплохо. Большое спасибо инструкторам за проведенную подготовку".
По словам Евгения Тарелкина, в центрифуге ему было даже комфортнее, чем на земле, поскольку еще не успел отойти от космоса. Говорит, самочувствие во время эксперимента было хорошее и все прошло штатно:
"Во время эксперимента проблем не возникало. Для меня лично было тяжелее дойти до этой центрифуги, чем вращаться в ней. В какой-то момент даже полегчало, когда придавило. Все нормально, даже интересно".
Центр подготовки космонавтов подобные эксперименты намерен ввести в традицию. Отныне все экипажи, завершившие вахту на МКС, будут по-настоящему возвращаться домой только через Марс. Это не только центрифуга, но и другие уникальные тренажеры. А все вместе - целая программа изучения готовности человека к масштабу Вселенной. И не только его.
Замначальника Центра подготовки космонавтов Борис Крючков утверждает, что результаты Новицкого и Тарелкина уже позволяют делать кое-какие наброски эргономики корабля будущего. Естественно, с поправкой на отличия Марса от Земли:
"Атмосфера более разреженная на Марсе, давление приблизительно в 160 раз меньше, чем на Земле. Всего несколько миллиметров. Кроме того, диаметр Марса почти в два раза меньше Земли, и притяжение на Марсе не такое, как на Земле. Оно составляет приблизительно 0,38 g, то есть 0,38 от земного. Все эти вещи будут сказываться на конкретных характеристиках спуска. Мы пытаемся это учитывать".
Учитывают и расстояние между соседними планетами. Поэтому, как называет это Борис Крючков, "начинают набирать статистику" к первому годовому полету весной 2015 года. К нему уже готовятся российский космонавт Михаил Корниенко и астронавт NASA Скотт Келли. К их экспедиции формируется особая научная программа, рассказывает Борис Крючков:
"Очень важные работы будут в этом полете по автономной деятельности космонавтов. Это задача, которой до сих пор мы не уделяли особенного внимания. Сейчас космонавты летают по орбите, постоянно находятся на связи с Землей. А в таком длительном полете, как полет на Марс, который может длиться три года, конечно, будут задержки связи, даже до десятков минут. Мы будем изучать возможности работы космонавтов без быстрой поддержки ЦУПом".
В том, что они с этим справятся, Борис Крючков не сомневается. По его словам, удачный эксперимент с ручной посадкой на условный Марс ко всему прочему доказал, что подготовка российских космонавтов идет правильно. Все-таки это надо уметь - с работы на работу. Кстати, Новицкий с Тарелкиным уже "вышли" на поверхность Красной планеты. Хоть и на тренажере, но впервые в истории доказав, что это возможно.
Полный выпуск радиопередачи "Программа полета" можно прослушать по ссылке: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/90923291/204050518/