Полету пилотируемого "Союза" по короткому маршруту предшествовала кропотливая подготовка на космодроме. Готовились и ракета-носитель с кораблем и экипаж, который должен был на практике доказать – долететь за 360 минут до МКС можно.
От Земли до орбиты МКС — 400 километров. 530 секунд полета до космоса и 4 витка вокруг планеты до станции. Уникальный экспериментальный полет. За 6 часов до станции — миссия выполнима.
Экипаж "Союза" уже на МКС. Впереди полгода внеземной жизни.
Обратный отсчет. Это пусковой день. День, который решает все. День, в который так много происходит, но так мало удается увидеть. Пуск ракеты с космическим кораблем "Союз" с экипажем из трех человек — очередной штурм космоса. Венчает то, что делалось годами.
На реальном старте этого не увидишь, только на тренировках. Работа та же, но без предстартового накала эмоций.
Вторая примерка корабля – накануне полета. Взглянуть на укладки в бытовом отсеке, проверить все ли на месте. Уже в скафандрах будет не до этого. А в полете надо знать, где лежит любая мелочь.
"Ну что, друзья, вот это наш корабль. Бывают разные корабли — бывает жарко, бывает холодно", — поясняет своим коллегам Павел Виноградов.
Порядок есть порядок. В коротком полете все должно быть под рукой. Самое главное: аптечку космонавты положили рядом. Никто не знает, как организм будет привыкать к столь быстрой смене событий.
"А может быть аптечку надо на диван положить, чтобы удобно было достать?" – беспокоятся члены экипажа.
Маленький люк — это переход между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком. Космонавты туда буквально протискиваются. В бытовом отсеке все: еда, одежда, инструменты и даже спальные мешки, хотя поспать за 6 часов вряд ли получится.
"Вот три спальных мешка, — показывает командир экипажа корабля "Союз ТМА-08М" Павел Виноградов. — Посмотрели весь корабль: и бытовой отсек, и спускаемый аппарат. Корабль прекрасно готов. Посмотрели все грузы, которые у нас сложены, посмотрели где документация. Все абсолютно. Никаких замечаний у нас нет, есть предложения, которые ребята сегодня добавят.
В предполетные дни успеть надо много. Новичкам — посадить именное дерево в аллее космонавтов. Тем, у кого оно уже растет, обязательно полить. Постричься. А еще привыкнуть ко сну вниз головой для адаптации к невесомости. Ну и, конечно, оставить автографы.
Еще на Земле идет изучение космического грузовика "Прогресс", чтобы на орбите встретить и быстро разгрузить транспортный корабль.
"Нам с ним работать. Надо понимать внутри интерьер, где какие органы управления, где какие контейнеры. Ознакомиться", — рассказывает о том, как космонавты привыкают к своему космическому кораблю бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-08М" Александр Мисуркин.
Грузовик отправится к МКС в апреле. Он доставит не только все нужное для жизни на орбите, но и новую беговую дорожку.
"Каждая машина она уникальна по-своему. Здесь на "Прогрессе" полетит наша беговая дорожка — очень тяжелая, очень сложная машина. И сегодня мы посмотрели как раз то крепление, которое там должно стоять. Каждая машина уникальна — это не Mercedes, это намного сложнее", — подчеркивает командир "Союза ТМА-08М" Павел Виноградов.
На этот раз немало подготовительной работы велось ночью. Этому есть объяснение. Активный участок полета корабля и стыковка пришлись на темное время суток, и космонавтам еще на Земле надо было привыкать к такому режиму.
Один из дней космонавтов. Расписание придется по вкусу многим людям с физиологией совы. Подъем — в 17:00. Кстати, по этому расписанию живет все окружение космонавтов: переводчики, инструкторы. В этот раз они практически не видели Солнце. И никого уже не удивляли реплики вечером с пожеланием доброго утра.
Не сомкнули глаз и родные космонавтов. Правда, супруга Александра Мисуркина по старой советской традиции прощалась с мужем у родного порога, а вот жена Павла Виноградова Ирина Валентиновна и дочь Катя во все полеты провожали папу на Байконуре.
"Я провожаю осознанно уже второй раз. Поскольку первый полет папа совершил, когда мне было 4 года. Второй полет я помню. И вот, наконец-то, третий полет. Волнительно, переживаем, на самом деле каждый раз новый, непредсказуемый. Эта работа очень интересная, постоянно что-то новое. Невозможно сравнивать третий раз, четвертый, пятый. Все по-новому всегда", — уверена дочь Павла Виноградова Екатерина.
Провожал экипаж на орбиту и первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. Работа есть работа. Однако увидеть подготовку экипажа и реальный старт корабля в космос дорогого стоит.
"На меня произвело впечатление, как готовят комплекс "Протон", рассказ про эту технику и какие спутники выводит она на орбиту. Я надеюсь, что когда-нибудь увижу как "Протон" запускают. Ну, а это наша гордость – пилотируемый комплекс "Союз". Тоже, конечно, производит впечатление. Это огромный проект и огромное достояние той страны, которой уже нет. А сегодня, конечно, это наш совместный проект России и Казахстана. Россия – космическая держава. Казахстан с Россией хочет развивать космические программы. Я считаю, что у Байконура и этих программ большое будущее, — говорит первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов. — Мне когда-то Валентина Владимировна Терешкова говорила, что нужно обязательно посетить старт и увидеть вживую, как запускается пилотируемый комплекс. Это незабываемые ощущения".
У Павла Виноградова уже традиция — отмечать свой день рождения 31 августа в космосе. Все три полета пришлись на летние месяцы, так что семье не привыкать к необычному празднику на два дома: орбитальному и земному.
На МКС надо будет провести полсотни экспериментов. Вообще сам космический полет — это один большой эксперимент, который проводят люди над людьми.
"Целая серия экспериментов, которая изучает глазное давление в космическом полете. Давление меняется, есть данные, что у космонавтов меняется зрение, острота зрения. Все связано с деятельностью кровеносной системы, с обеспечением мозга кровью. Это очень сложна задача и понимание этих процессов, которые идут в организме, важны для медицины", — переквалифицировался в специалиста по здоровью космонавт Павел Виноградов.
Оказывается, после полетов зрение у космонавтов снижается. Сильное воздействие на зрительный нерв оказывает невесомость. Наблюдать Землю из иллюминатора станции тоже небезопасно, особенно при сильном солнечном излучении. Меняется и состав крови. Контрольные пробы помещаются в холодильник и отправляются результаты на Землю.
В дублирующем экипаже космонавт с известной космической фамилией. Сергей Рязанский — внук главного конструктора систем связи первых искусственных спутников Земли Михаила Рязанского.
"Огромное спасибо вашей семье", — благодарит космонавта-дублера экскурсовод в музее.
Сергей смущается от такого внимания. Во всех музеях космодрома – стенды с фамилией Рязанский. Сам же Рязанский-младший, биолог по образованию, признается — рвался в космос всегда. Прошел через эксперимент "Марс-500". Сегодня мечта становится реальностью.
"Для меня одной из причин, почему я пошел в отряд космонавтов, была профессия деда. Это его целеустремленность, его романтизм, его мечты. И у нас в семье всегда было уважение к этому замечательному человеку и к тому, что он делает. Я с детства мечтал быть биологом. И когда получилось, что биология и космос могут быть совместимы, это очень здорово. Жалко, что дед давно ушел из этой жизни и не в курсе, что я пошел по его тропе", — сожалеет космонавт-испытатель Сергей Рязанский.
Дублеры начнут действовать этой осенью. Вместе с Олегом Котовым и Майклом Хопкинсом Сергей Рязанский сменит на орбите экипаж Павла Виноградова. Его полет будет славным подарком родному Институту медико-биологических проблем, который в октябре 2013 года отмечает полувековой юбилей.
Ссылка на видео: http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2013/vesti30_03_13_1.php