Мечта стать космонавтом знакома не одному поколению мальчишек и девчонок, выросших в Советском Союзе и России. Теперь дорога в космос для многих из них может стать короче: год назад в подмосковном Звездном городке, в Центре подготовки космонавтов, открылся молодежный образовательный Космоцентр.
Звездный городок, создававшийся в начале 60х годов прошлого века, уютно расположился в сосновом лесу. Дорога, идущая от станции Чкаловская, привела нас к КПП. Въехав на территорию Звездного и миновав центральную площадь, мы оказались перед одним из зданий Центра подготовки космонавтов.
– Центр подготовки космонавтов – это дружественная среда для детей, – объясняет преподаватель Космоцентра Галина Ермоленко, пока мы идем по длинным коридорам здания. – Мы уже много лет занимаемся различными детскими программами. Это и конкурс научно-технических и художественных проектов «Звездная эстафета», и аэрокосмические смены в лагере «Орленок», и недавно созданная экскурсионная программа «Выходные в космосе». Во время экскурсий ребятам рассказывают о Центре подготовки космонавтов, они осматривают тренажеры, посещают планетарий, иногда участвуют в тренировках по выживанию. Но все же экскурсии – это слишком поверхностно. Нужно, чтобы дети становились соучастниками процесса познания. И Космоцентр такую возможность дает. Здесь ребятам читают лекции, они занимаются с инструкторами, космонавтами, здесь дети могут прикоснуться к миру космоса, сюда они приходят уже не просто как зрители. Каждый ребенок стремится узнать что-то новое и интересное, это его естественное состояние. Надо только поддерживать и направлять это стремление. Поэтому создание Космоцентра – это важный, серьезный шаг, это работа на будущее.
Космос из первых рук
Мы вошли в помещение Космоцентра и в первый момент замерли от неожиданности, оказавшись в огромном зале, большую часть которого занимал орбитальный комплекс «Мир». Конечно, это был не тот «Мир», что провел на околоземной орбите пятнадцать лет, а его точная копия. Знакомые по многочисленным телерепортажам очертания станции – модули «Кристалл», «Квант» и «Квант-2». На этом макете долгие годы тренировались космонавты, которым предстояло жить и работать на орбите.
– Подготовку здесь прошли 28 экипажей, – объясняет начальник тренажерного отделения Космоцентра Олег Захаров. – Это единственный в мире макет станции «Мир», такого больше нигде нет. Но с созданием МКС этот тренажер перестали эксплуатировать. И вот тогда родилась идея использовать уникальный макет орбитальной станции в образовательных целях. Было решено создать Космоцентр – обучающий комплекс для детей, подростков, молодежи. Его главная задача – привлечь внимание к космической отрасли, космической технике. Строительство Космоцентра началось в ноябре 2010 года. Мы очень хотели успеть с открытием к 50-летию первого полета человека в космос. Но в апреле 2011 года было еще очень много недоделок, и официальное открытие Космоцентра состоялось годом позже. Однако уже в процессе создания Космоцентра мы проводили пробные занятия с волонтерами-старшеклассниками, отрабатывали программу и методику преподавания, старались понять, что ребятам будет наиболее интересно.
Сегодня Космоцентр – это многочисленные тренажеры, мультимедийные классы, научные лаборатории, виртуальный Центр управления полетами. Здесь дети проходят первоначальную общекосмическую подготовку, узнают о достижениях советской и российской космонавтики, знакомятся с результатами исследований космоса, Солнечной системы, Земли и других планет. Занятия в Космоцентре ведут те же инструкторы, которые готовят к полету экипажи космических кораблей, а также преподаватели из московских вузов. Нередко к ребятам приходят и космонавты, чтобы ответить на их вопросы, провести викторину или прочитать лекцию. В тот день, когда мы приехали в Космоцентр, занятия вел летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко. Под его присмотром ребята отрабатывали навыки пилотирования на тренажере «самолет/вертолет». Занятия на похожем тренажере входят в программу подготовки космонавтов. Здесь можно почувствовать себя настоящим пилотом. Компьютерная программа позволяет перенастраивать рабочее место под различные типы воздушных судов – самолеты Ан-148, ATR-42, «Боинг-737», вертолеты Ми-8 и Ми-17. Разгон самолета, набор высоты, заход на посадку – выполняя эти операции, человек, сидящий за штурвалом тренажера, видит примерно то же, что и пилоты во время реального полета. Любителей позаниматься на таком тренажере среди ребят, приходящих в Космоцентр, немало. Особенной популярностью пользуются совместные «полеты» с кем-нибудь из космонавтов.
– Я и сам в детстве учился в юношеском клубе космонавтики в Ленинграде, – говорит Андрей Борисенко. – У нас тоже были практические занятия на тренажерах в Академии гражданской авиации. Мы часами просиживали в кабине самолета, на тренажерах, где проигрывались разные ситуации при полете в сложных метеоусловиях. Но, конечно, у нас не было такого прекрасного оборудования, как в Космоцентре. О подобном мы тогда и мечтать не могли. К нам в гости тоже приходили космонавты, эти встречи были очень важны для нас, становились настоящим праздником. Поэтому я всегда с удовольствием посещаю Космоцентр, стараюсь передать ребятам какую-то частичку своих знаний.
Вслед за Андреем Борисенко мы поднялись на борт станции «Мир». Заходить внутрь можно только в бахилах – уборка космического дома дело непростое и хлопотное. Помещения станции оказались довольно тесными. Видно, что ее создатели стремились использовать буквально каждый миллиметр полезной площади – повсюду размещены приборы, тумблеры и кнопки. В схожих интерьерах на МКС Андрей Борисенко провел более полугода, поэтому на борту станции он чувствует себя как дома и нередко здесь отвечает на вопросы ребят.
– Я уверен, кто-нибудь из тех, кто сегодня обучается в Космоцентре, пополнит отряд космонавтов, займется разработками новой космической техники, посвятит себя решению проблем космической биологии, медицины, – продолжает Андрей Борисенко. – Я пришел в клуб космонавтики, когда учился в восьмом классе. Уже тогда я выбрал для себя профессию. Но именно занятия в клубе помогли сделать этот выбор осознанным, сформировали мои представления о космонавтике. Нынешние дети во многом похожи на нас своей искренностью, своим желанием узнавать что-то интересное. Часто они задают гораздо более глубокие вопросы, чем взрослые. Особенно меня радуют ребята помладше. Старшеклассники, к сожалению, нередко интересуются только размером зарплаты, а не содержанием космических исследований. Но пройдет пять-шесть лет, и в космическую отрасль придут те, для кого космос станет призванием.
К полету готовы
Сейчас в Космоцентре постоянно занимаются ребята четырех классов одной из гимназий подмосковного города Юбилейного. Кроме того, два-три раза в неделю здесь принимают группы по 20-25 человек и экскурсии, во время которых ребята четыре-пять дней живут и занимаются на территории Звездного городка. Те, кто побывал в Космоцентре на экскурсии, нередко возвращаются сюда вновь, многие приходят на обучение. Вся работа Космоцентра построена на основе программы подготовки космонавтов, поэтому здесь не только читают лекции, но и проводят разнообразные практические занятия, благодаря которым каждый ребенок может попробовать себя в роли командира экипажа, бортинженера, врача, руководителя полета.
– В наших ближайших планах – создание сети аэрокосмических классов по всей стране, – рассказывает Олег Захаров. – Мы хотели бы, чтобы в этих классах дети проходили начальную подготовку, а лучшие из них могли бы продолжать обучение в Космоцентре. Это будет наиболее эффективная форма работы. Возможно, в будущем нам удастся договориться с аэрокосмическими вузами о льготном зачислении тех, кто прошел обучение у нас. Еще одно перспективное направление – дополнительная подготовка на базе Космоцентра студентов аэрокосмических специальностей. Сейчас мы развиваем сотрудничество с МГТУ имени Баумана, МАИ, Индустриальным университетом. Надеюсь, студенты этих и других вузов смогут приезжать в Космоцентр, чтобы побольше узнать о своих специальностях, попробовать себя в практической работе. Мы готовы создать им условия для проведения научных экспериментов, подготовки курсовых и дипломных работ.
Ну а пока полновластные хозяева здесь – школьники. Для большинства из них знакомство с Космоцентром начинается с мультимедийного класса, где проводят интерактивные викторины, олимпиады, опросы. В классе установлен большой панорамный экран, на который транслируются обучающие программы или вопросы космических викторин. Эти же изображения выводятся на мониторы, сидя за которыми дети с помощью специальных клавиш могут выбрать тот ответ, который им кажется правильным.
В соседней аудитории находится тренажер-симулятор «Виртуальный транспортный космический корабль «Союз ТМА». На таком же тренажере космонавты отрабатывают навыки стыковки с МКС, облета орбитальной станции, управления бортовыми системами. Все очень реалистично – на экранах чернота космоса, россыпь звезд, голубой шар Земли и данные телеметрии. Для пущей схожести с настоящим космическим полетом имитируется даже звук двигателей корабля. Рабочее место оснащено ручками управления космическим судном, с их помощью ребята учатся стыковаться с орбитальной станцией.
В одном из классов школьники знакомятся с космической медициной. Занятия ведут врачи настоящих космических экипажей. Они дают ребятам основы знаний по медицине, биологии, анатомии. Для этого используется электронный медицинский атлас. А на манекене ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь. Здесь же детям рассказывают о медико-биологических экспериментах, ведущихся в космосе.
Ни одно посещение Космоцентра не обходится без вопросов о скафандрах. Чтобы рассказ об экипировке космонавтов был наглядным, ребятам разрешают посетить тренажер «Выход-2», где обычно экипажи учатся обращаться со скафандрами для выхода в открытый космос. Тяжелые космические доспехи, снабженные всем необходимым для существования за бортом станции, производят неизгладимое впечатление. Примерить их, правда, не дают: скафандры, рассчитанные на экстремальные нагрузки, все же могут не справиться с энтузиазмом юных покорителей космоса.
Зато есть в Космоцентре место, где можно проявить себя в полной мере. Это – виртуальный Центр управления полетами. От настоящего ЦУПа он отличается разве что размерами. Обычно занятия здесь проводятся для двух групп: одна работает на борту станции «Мир», вторая – в ЦУПе. Первая группа выполняет обязанности экипажа – командира корабля, космонавта-исследователя и бортинженера. В течение нескольких часов дети занимаются работами на станции или проведением научных экспериментов. В это время ребята в ЦУПе тоже не сидят без дела: руководитель полета, его помощники и специалисты отслеживают действия условного экипажа, дают задания, оценивают работу «космонавтов». Для этого в ЦУПе установлены три экрана, на которые передаются изображения с камер, расположенных внутри станции, выводится траектория пролета станции над Землей, изображения космического корабля, параметры полета. На следующих занятиях группы меняются, чтобы каждый мог почувствовать себя участником космической экспедиции или специалистом, который обеспечивает полет на земле.
– Когда у ребят, занимающихся в Космоцентре, начинает что-то получаться, у них загораются глаза, – говорит Галина Ермоленко. – В них рождается дух сотворчества, появляется ощущение сопричастности той большой работе, которая ведется здесь не одно десятилетие. Сейчас мало тех, с кого хочется брать пример. А наши дети видят здесь людей, занятых настоящим делом. Разносторонне образованных, профессиональных, стремящихся сделать многое не для себя или своих близких, а для своей страны. И эти люди становятся для ребят образцом для подражания в человеческих отношениях, в образе мышления. Мы наблюдаем, как меняются наши дети, становятся более дисциплинированными, подтянутыми, активными, открытыми. И теперь все больше людей в Центре подготовки космонавтов понимают, что Космоцентр способен сделать многое для развития детей. Конечно, мы сейчас не можем знать, какими вырастут эти дети, кем они станут. Просто надо в них верить.
Дмитрий ИВАНОВ
Ссылка на материал: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2013/04/article0012.html