Новости

Олег Новицкий: «За сутки полета - 16 восходов и 16 закатов»

11 апреля 2013
Корреспонденты белорусской «Комсомолки» отправились в Звёздный городок, чтобы лично встретиться с белорусом, который всего несколько недель назад вернулся из полугодовой космической командировки.

На подмосковной станции «Циолковская» кроме нас из электрички выходит лишь пару человек. Справа и слева глухой лес. Звездный городок - объект не секретный. Пять минут ходьбы по лесной тропинке, и мы у проходной Центра подготовки космонавтов. Попасть сюда в свое время мечтал каждый советский ребенок! Но пройти на территорию городка и вернуться обратно можно только по пропускам - на воротах дежурят сразу несколько охранников.

«Бегать еще не могу, но хожу активно»

Мы ждем Олега Новицкого в тренировочном зале. Здесь находится тренажер российского сегмента МКС, на которой Олег вместе с коллегами провел полгода. В зал космонавт заходит уверенной походкой с рюкзаком на плече.

- А говорили, что первые дни по стеночке ходили...

- Конечно, первые дни было тяжело. Да и сейчас колени не до конца сгибаются, спина гнется не так, как раньше. Но идет реабилитация - упражнения, массажи. Сейчас организм радуется гравитации! Силовые нагрузки и беговая дорожка, на которой мы занимаемся на станции, делают свое дело - помогают поддерживать мышцы в тонусе. Теперь им надо вспомнить те простые движения, которые необходимы человеку для поддержания равновесия. В состоянии невесомости страдает весь опорно-двигательный аппарат. Бегать еще не могу, но хожу уже активно.

Олег Новицкий приглашает нас в тренировочную станцию МКС, где будущие космонавты готовятся к полету. Перед заходом внутрь снимаем обувь.

- Пахнет, как в самолете! - замечаем мы.

- Да, очень похоже. Все-таки практически из тех же материалов все сделано.

- И какого это - полгода находиться в таком ограниченном пространстве с одними и теми же людьми?

- Еще на этапе подготовки с нами работают психологи и составляют экипаж таким образом, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Плюс каждый из нас проходит испытания. Например, по пятеро суток нужно находиться в закрытой камере в полном одиночестве, куда даже звуки не проникают. Информации никакой. Только снаружи специалисты подают световые сигналы, которые говорят нам о том, что нужно выполнить задание или тесты. Ну и, конечно, все члены экипажа прекрасно понимают, где мы находимся. У нас в этом плане полет прошел замечательно. Все удивляются: вы еще вместе ходите и здороваетесь?


«Хотелось выпить чая из кружки, а не из пакетика»

- А к коллегам-американцам в гости ходили?

- Бывало, поработаешь, отдохнешь, занимаешься личными делами или готовишься к заданиям следующих суток, а тебе звонят и говорят: заходи ко мне, перекусим. Американцы же питаются в течение дня по чуть-чуть. А у нас четко - завтрак, обед, ужин. Менталитет разный. Мы когда в Хьюстоне с ними занимались, были проблемы. Нас на обед не отпускали! Приносите, говорят, еду с собой на занятия в пластиковых тарелках и грейте - какие проблемы. Преподаватель тебе что-то рассказывает, а ты суп ешь. Нет, мы так не можем. Просили час как минимум выделить на обед.

- А чего на орбите больше всего из еды не хватало?

- Свежих овощей и фруктов. И того состояния, когда чай можешь попить из кружки, а не из пакетика (улыбается). Даже за время полета в привычку это у нас не вошло. Хотелось что-то взять из еды в руки, подержать.

- Признайтесь, шампанского все-таки выпили в Новый год?

- Алкоголя не было, конечно. Любые жидкости в стеклянной таре запрещены. Стекло хрупкое, и это очень опасно как для экипажа, так и для станции. Так что пили чай, кофе, молоко, йогурт.


«В космосе не хватает ощущения дивана»

- А есть ли на орбите понятие дня и ночи? И по какому времени живут в космосе?

- Время больше определяется распорядком дня. За сутки станция проходит 16 витков. То есть за сутки полета у нас было 16 восходов и 16 закатов. А время сна мы определяем по «форме 24» - это диаграмма с занятиями, которую получаем с вечера. И я знаю, что по плану в 21.30 должен пойти спать. А солнце то встало, то опустилось... Конечно, психологически легче засыпать, когда за окном темно.

- А спать как - стоя?

- По отношению к плоскости станции мы все-таки находимся стоя у стенки каюты. Пристегиваемся ремнями, для комфорта я потуже затягивал резинки, чтобы ощутить давление и на что-то опираться. Да, в космосе не хватает ощущения дивана на спине, езды на машине, простора. Но надо сжать зубы и работать. Ведь через полгода все это опять будет в твоем распоряжении.

- А есть ли на станции место, где можно уединиться, если хочется побыть одному?

- Только в каюте. Это и есть наше личное пространство.

- Видели неопознанные летающие объекты?

- Честно говоря, ничего подозрительного за бортом станции не наблюдал. Из красивых явлений - северное сияние, восходы, закаты. А зеленых человечков и летающих ведер не было (улыбается).

- А челябинский метеорит видели?

- Это были не мы (смеется). А если серьезно, то нет. Это было в 3 часа по Гринвичу, и мы в этот момент спали.

«Пока был в космосе, жена получала за меня зарплату»

- Обидно было, когда перенесли запланированную посадку?

- Было небольшое разочарование. Потому что процесс подготовки стыковки корабля очень длительный. А мы к нему уже подошли, осталось только снять зажимы и закрыть люк… Пришлось возвращать все системы к исходному состоянию. Это заняло еще часа три времени, после чего мы пошли спать. Проспали до обеда и опять начали готовить стыковку.

- А космонавты хорошо зарабатывают? Все-таки вы улетели на полгода, как это жена с дочкой без главы семьи?

- Перед полетом с космонавтом подписывается контракт, где оговорены все твои действия и штрафные санкции в случае невыполнения задания. Семья на Земле получает зарплату, которая мне назначается. Я написал на жену генеральную доверенность. Правда, ненадолго, на время экспедиции (улыбается).

- У вас есть шанс еще раз слетать в космос? Должно же пройти время между полетами.

- Два с половиной года - это нормальный срок, который должен пройти до следующего полета. В это время проходит подготовка, поддерживаются достигнутые знания. А если у корабля появляется новая система оборудования, она изучается в процессе подготовки. Хочется побывать в еще одном полете, и еще... Все-таки профессия накладывает отпечаток на характер, отношение к жизни. Нельзя быть одноразовым летчиком - один раз полететь на самолете и все. Осуществить детскую мечту стать космонавтом было довольно тяжело в маленьком белорусском городе (Олег родом из Червеня. - Ред.). И когда появилась возможность пройти отбор в отряд космонавтов, естественно, я пошел на этот шаг - и, как видите, удалось.

Ссылка на материал: http://www.kp.by/daily/26061.3/2969663/

Источник: Газета "Комсомольская правда" (Белоруссия), пресс-служба ЦПК