Новости

В Центре подготовки космонавтов состоялась предполётная пресс-конференция экипажей МКС-36/37

08 мая 2013

Сегодня в Центре подготовки космонавтов состоялась пресс-конференция основного и дублирующего экипажей 36/37-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию.

Перед началом пресс-конференции начальник ЦПК Сергей Константинович Крикалёв озвучил результаты Межведомственной комиссии: «Только что прошла МВК по определению готовности экипажа к космическому полёту. По результатам заседания комиссии экипажу дана рекомендация приступить к окончательному этапу подготовки на космодроме Байконур».

  

В пресс-конференции приняли участие основной экипаж МКС-36/37, в который вошли космонавт Роскосмоса Фёдор Юрчихин, астронавт ЕКА Лука Пармитано, а также астронавт НАСА Карен Найберг, и дублёры: россиянин Михаил Тюрин, американец Рик Мастраккио и японец Коити Ваката. Старт экипажа запланирован в ночь с 28 на 29 мая 2013 года.

Уже во второй раз предполагается использование четырёхвитковой схемы полёта корабля «Союз ТМА-М» к МКС. «Такие сближения уже были опробованы грузовыми кораблями, для пилотируемых  этот метод был использован в прошлой экспедиции (экипаж МКС-35/36: Павел Виноградов, Александр Мисуркин, Кристофер Кэссиди), – прокомментировал планируемую программу полёта С. К. Крикалёв. – Сейчас работа по «короткой» схеме будет продолжена. Она стала возможной благодаря набранной статистике. Более точно стала работать система в процессе выведения. Появилась возможность расчётов орбиты, и мы лучше знаем ту орбиту, на которой находится корабль. Мы быстрее определяем координаты корабля после выведения. Первоначально планировалось, что после полёта Павла Виноградова следующая экспедиция полетит по двухсуточной схеме полёта, но Фёдор Юрчихин приложил очень много усилий, чтобы его экипаж тоже полетел по «короткой» схеме».

Командир экипажа ТПК «Союз ТМА-09М» Фёдор Юрчихин  пояснил ход принятия решения о схеме полёта: «Вопрос был достаточно сложный, потому что в моём экипаже два иностранца. Я благодарен моему экипажу за то, что он поддержал меня в работе. Спасибо Луке, ему пришлось затратить намного больше усилий как бортинженеру, потому что в полёте по такой схеме бортинженер имеет гораздо больше задач. Лука с этими задачами прекрасно справился и на тренировках, и на экзаменах. Мы готовы к полёту!»

Сергей Крикалёв дал справку об истории «короткой» схемы: «Первоначально полёты «Союзов» к станции «Салют» проходили по суточной схеме. От выведения до стыковки проходили сутки. Потом время до стыковки увеличили, чтобы имелся больший резерв по отработке импульсов, и  перешли на двухсуточную схему, которая работала до сих пор». «Рекорд автономной стыковки на сегодня – около 40 минут, это первые «Союзы», система «Космос» (стыковка беспилотных кораблей «Союз» под названиями «Космос-186» и «Космос-188»в 1967 году), – продолжил тему Фёдор Юрчихин. – Абсолютный рекорд пилотируемых кораблей – около 90 минут, «Джемини-8».

Любопытно, что присутствовавшие сегодня на пресс-конференции экипажи могут встретиться в космосе. «Есть вероятность, что осенью будет введена так называемая прямая ротация, и в определённый момент времени на борту будут находиться 9 членов экипажа», – сообщил С. К. Крикалёв. «Традиционная программа включает непрямую ротацию: один экипаж возвращается на Землю, а другой стартует. По такой схеме работают экипажи МКС сегодня. Так, 14 мая после завершения своей экспедиции на МКС возвращается экипаж МКС-34/35 (Роман Романенко, Крис Хадфилд и Томас Машбёрн, чьими дублёрами были Фёдор Юрчихин, Лука Пармитано и Карен Найберг. До 29 мая, когда прилетит МКС-36/37, на станции будут находиться Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Кристофер Кэссиди).  В истории полётов у нас уже была прямая ротация, то есть сначала на станцию прилетал новый экипаж, и только потом экипаж их предшественников возвращался».

Журналисты попросили космонавтов и астронавтов рассказать о программе работы на Международной космической станции. Участники экспедиции сообщили, что предполагается выполнение различных медико-биологических, биотехнологических, геофизических, технических экспериментов. «Костяк» составляют долгосрочные исследования, которые ведутся на борту в течение нескольких лет. Помимо работы над экспериментами, экипаж станции примет несколько  грузовых кораблей, в том числе европейский ATV-4, а также будут выполнены выходы в открытый космос. По словам космонавтов, им предстоит достаточно насыщенная программа внекорабельной деятельности: у Фёдора Юрчихина запланировано три выхода в открытый космос (по российской программе), у Луки Пармитано – два (по американской программе).

Астронавт Европейского космического агентства Лука Пармитано на прекрасном русском языке подробно рассказал о своей программе, в частности, об эксперименте «Грин Эйр» (“Green Air”). «Это итальянский эксперимент, направленный на исследование биологического топлива. Суть эксперимента заключается в том, чтобы найти такие комбинации горючих веществ,  которые не загрязняли бы окружающую среду. Примечательно, что результаты этого исследования можно применять сразу на Земле. В программе много физиологических исследований, большая часть экспериментов состоит из них, и здесь мы выступаем не только как исследователи, но и как субъекты изучения». Лука Пармитано рассказал об одном из американских экспериментов, в ходе которого определяется специальная диета, нацеленная на предотвращение потери кальция астронавтами и космонавтами во время полёта. «Это важный эксперимент, ведь потеря кальция организмом происходит не только у тех, кто находится в космосе, на борту станции, но и на Земле»,  –  отметил Лука Пармитано, подчеркнув значимость космических исследований для общества.

Астронавт НАСА Карен Найберг заметила, что на борту МКС проводится порядка 150 экспериментов, за которыми следят сотни специалистов. Это делает станцию великолепной исследовательской лабораторией.

Менее чем через год в Сочи состоятся зимние Олимпийские игры. Российские космонавты, как представители страны-хозяйки самых главных спортивных соревнований в мире, не останутся в стороне и примут в них участие. На борту корабля «Союз ТМА-09М» из космоса вернется символ Олимпийских игр в Сочи – факел Олимпиады. «Олимпийские игры – это святое движение, и космос работает не только на науку, но и на популяризацию спорта. Конечно, для экипажа такое участие в Играх будет честью», – сказал командир корабля. Интересно, что позывной Ф. Юрчихина напрямую связан с традицией Игр – «Олимп».

По традиции, представители СМИ задали вопрос о талисмане экипажа. В качестве индикатора невесомости командир корабля выбрал мягкую игрушку-щенка. Этот талисман будет сопровождать своего хозяина в космическом полёте уже в четвёртый раз – Фёдор Юрчихин с улыбкой признался, что он консервативен в своих привычках.

Особенно корреспонденты интересовались взаимоотношениями между представителями разных стран – России, США и Италии. Что они ценят друг в друге больше всего?

Карен Найберг призналась, что ценит в коллегах прекрасное чувство юмора: «Для меня это очень важно. Чувство юмора помогает нам выполнять поставленные задачи, и так мы становимся сильнее!»

Фёдор Юрчихин отметил жизнелюбие и коммуникабельность Луки Пармитано в сочетании с целеустремлённостью. В свою очередь, итальянский астронавт рассказал о коллегах: «Мне очень повезло, потому что  у меня – очень опытный командир. Я лечу в первый раз и не представляю, как всё будет там, в космосе. Для меня Фёдор не только командир, но и инструктор. Это важно для меня, как неопытного человека. Он чётко мне объясняет, как всё будет происходить в полёте. Да, он бывает строгим, но,  прежде чем  принять решение, как командир, он выслушивает моё мнение и мнение Карен. Это великолепно!  С Карен мы работаем вместе три года. У неё уже есть опыт космического полёта (на шаттле STS-124 «Дискавери» в 2008 году), но, как и для меня, полёт на российском корабле «Союз» будет для неё новым опытом. Для меня она – как старшая сестра. Мне очень нравится, что она всегда улыбается. Для меня полёт в этом экипаже, как полёт с семьёй. Кстати, члены моей семьи, жена и отец, сейчас здесь!»

«Нас объединяет то, что у каждого из нас есть семьи. Они – самое дорогое, что у нас есть», – заметил Ф. Юрчихин. – «Это очень хорошая традиция, что семьи могут посещать Байконур перед нашим стартом». Л. Пармитано поддержал мнение командира: «Мы очень рады, что мы можем быть с семьями на Байконуре, знать, что они рядом, смотрят на наш старт. Это большая психологическая поддержка».

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК