Новости

Если не «Сокол» - то «Форель»

30 июня 2013

Спускаемый аппарат вместо суши опустился на водную поверхность. Такие нештатные ситуации в истории отечественной космонавтики были. Поэтому все, кто собирается лететь на «Союзе», проходят тренировки на воде.

Раскаленный на солнце спускаемый аппарат качается на воде. Внутри — космический экипаж. Их здесь не ждали – нерасчетная точка посадки. Пока не найдут спасатели – надо выживать. Легенда учений не придумывается на пустом месте. Сценарий всех "выживаний" основан на реальных событиях, которые были в истории отечественной космонавтики или тех нештатных ситуациях, которые могут произойти. Баллистики точно рассчитывают место приземления спускаемого аппарата, но, если нештатная ситуация произойдет на станции, на выведении космического корабля или на спуске, то космонавтов может встретить не земля, а вода.

Готовятся к нештатным ситуациям на земле. Даже если экипаж опытный и летал в космос, перед каждым полетом космонавты вновь идут на тренировки. Навыки необходимо оттачивать из года в год. "Допустим, разгерметизация, пожар в корабле или, например, на участке выведения, когда ракета стартует, несрабатывание третьей ступени, когда мы над морем", — объясняет летчик-космонавт, Герой России Михаил Корниенко.

"В любых географических климатических зонах нужно суметь выжить теми средствами, которые есть в корабле. Желательно, конечно, выживать в Бора-Бора или на Канарских островах", — шутит его коллега и тоже Герой России Юрий Лончаков.

Юрий Лончаков, Михаил Корниенко и Скотт Келли — экипаж, который совсем скоро отправится на орбиту. Причем, Для Скотта и Михаила это — подготовка к совместному годовому полету.

Экипаж — один из самых опытных. Не один раз выживали и в пустыне, и в лесу, и на море — в реальной качке. Сегодняшняя тренировка словно экзамен на слаженность. Сейчас — это сдача норматива, но в реальной аварийной ситуации каждая секунда — секунда жизни. Если аппарат набирает воду или начинает гореть — надо мгновенно его покинуть в скафандрах.

Вода заливает скафандр, и за считанные секунды он намокает и тянет на дно. Держаться на поверхности сложно, да и грести в скафандре к месту эвакуации тяжело. "Сложно будет всем. Это тяжелая тренировка", — не питает никаких иллюзий космонавт Олег Кононенко.

Для него нынешние тренировки — своеобразный подарок — у него как раз день рождения. Но выбора нет, ведь, если мечтаешь о полете, то приходится забыть о том, что такое праздники и выходные. "Зато я помню, что было в прошлом году, и в этом запомню. Был бы просто рядовым днем, я бы и не вспомнил, что делалось", — не унывает Кононенко.

В прошлом году Олег Кононенко в свой 48-й день рождения работал на орбите. Вскоре – снова путевка в космос, причем в этом же составе с американцем Челлом Линдгреном и японским астронавтом Кими Юи. Это первая совместная тренировка будущего экипажа "Союз ТМА-17М". Внутри аппарата температура растет с каждой минутой: в замкнутом пространстве троим тесно, дышать трудно. Кислорода — все меньше."Все в порядке – самочувствие хорошее. Хорошо себя чувствуем, пот течет, а так нормально", — рапортуют космонавты из капсулы.

В спускаемом аппарате космонавты снимают скафандр "Сокол" и надевают гидрокостюм "Форель". Полетный костюм, шерстяной свитер, термозащитную одежду и комбинезон — все это надевают внутри аппарата. Пульс и температура тела резко повышаются, может закружиться голова. Непромокаемый гидрокомбинезон "Форель" блокирует теплообмен. Космонавты — будто в термосе. Однако, такое количество защитной одежды пригодится, если поиски космонавтов затянутся.

"Надели нижнюю часть полетных комбинезонов. Самочувствие хорошее", — снова докладывают космонавты.

Продержаться на воде космонавты могут несколько дней. Дрейфуя, они продолжают выполнять послеполетную циклограмму выживания. Сигнал бедствия: сначала зеркалом послать луч, потом ввести в действие сигнальную ракету, чтобы увидели спасатели. Но главное – держаться вместе. А когда найдут, собраться в линию и грести к спасателям.

"Вот такая дисциплина у нас, когда мы хотим, чтобы они абсолютно точно выполняли все элементы при нештатной ситуации при покидании спускаемого аппарата. На море, в пустыне и т.д. Но чтобы эта наука не пригодилась им в реальном космическом полете. Мы все желаем, чтобы этого не было", — говорит инструктор ЦПК, Герой России Виктор Рень.

Подобные тренировки — эффективней всяких диет. После них космонавты и астронавты теряют до пяти килограммов веса. Но это необходимо, ведь в преодолении трудностей рождается новая общность людей разных возрастов и национальностей — экипаж космического корабля. И уже отправляясь на орбиту, они знают, что никакая стихия им не страшна.

Ссылка на сюжет:http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2013/vesti29_06_13_1.php.

Источник: Телестудия Роскосмоса