Страница 7
Дорогие друзья! Еще раз хотел бы поблагодарить вас за то внимание, которое вы уделили моему блогу. Я очень польщён тем, что мои публикации вызвали большое количество откликов и вопросов. Я уже начал отвечать на них (смотрите ответы в комментариях), и буду стараться дальше рассказывать о жизни на станции, о работе в космосе. Поэтому с нетерпением жду ваших новых вопросов и комментариев. Спасибо!
Об экипаже
Сегодня я хотел бы рассказать вам об экипаже станции, объяснить, что такое экипаж, как он формируется, из кого состоит, как работает и чем живёт.
Экипаж длительной экспедиции к МКС формируется за два – два с половиной года до полёта из представителей разных космических агентств, стран-партнёров. Традиционно он делится на две части: экипаж российского сегмента и американского сегмента станции, в который также могут быть включены астронавты Японии, Канады, Европейского космического агентства и другие. Сейчас на борту МКС работает 38-ая экспедиция, которая состоит из экипажей корабля «Союз ТМА-10М», на котором со мной прилетели Сергей Рязанский и Майкл Хопкинс, и корабля «Союз ТМА-11М», в состав которого вошли Рик Мастраккио и Коичи Ваката под командованием Михаила Тюрина.
Вообще, формирование экипажа станции – вещь достаточно сложная. Представьте, что в процессе полёта каждый космонавт или астронавт работает в составе двух экспедиций, потому что на смену одному экипажу «Союза» где-то в середине полёта приходит другой «Союз». В этот момент начинается новая экспедиция. Соответственно у каждого члена экипажа две эмблемы экспедиций.
У каждой экспедиции, в свою очередь, разные командиры и немножко разный уклад жизни и работы. Дело в том, что экипаж экспедиции сменяется не одновременно, как, например, на военно-морском флоте или в авиации – в отличие от экипажей самолётов или кораблей, экипажи МКС сменяются частично. Несомненно, это привносит некоторые трудности в подготовке, потому что готовиться надо как с одной «тройкой» «Союза», так и с другой. Однако особых проблем не возникает: все космонавты и астронавты – профессионалы.
Такие полёты и такое формирование экипажа наступило со второго этапа существования станции – её эксплуатации. Позволю себе небольшой экскурс в историю. Первым этапом в истории станции была сборка. Тогда в состав экспедиции входило всего три человека, которые были подготовлены одинаково по всем системам как Российского, так и Американского сегментов. Все члены экипажа были полностью взаимозаменяемы, все были универсалами. После завершения строительства станции в конце 2009 года – начале 2010 года официально был объявлен переход к этапу эксплуатации МКС. Состав экипажа был увеличен до шести человек, и необходимости готовить всех шестерых по всем системам не стало. Начались подготовки по сегментам: российские космонавты полностью готовились по Российскому сегменту и частично по Американскому, и наоборот. То есть большую часть времени каждый из представителей своих стран-партнёров стал работать на своём сегменте. Однако это не означает, что экипаж станции разделён на две части, а его участники совсем не общаются друг с другом – это всего лишь специализация работы, задач, планирования и управления со стороны ЦУПа.
При формировании экипажа сильно не учитываются психологические факторы. Каждая страна, каждый партнер назначает своего члена экипажа самостоятельно, не зная, кто будет в этом экипаже от другой страны-участницы полёта. Заседает специальная комиссия и определяет годность-негодность астронавта к полету. Конечно, изначально оценивается техническая подготовленность, уровень здоровья, затем смотрят на сертификацию по внекорабельной деятельности, техническим системам полета.
Поэтому развею миф о том, что формирование экипажа начинается с проверки психологической совместимости его членов. Учет по психологии ведется приблизительный, такими большими «мазками». А значит, есть вероятность, что на станции может собраться команда, где не все люди подходят друг другу. Но в большинстве своем конфликты встречаются крайне редко! Это объяснятся тем, что космонавты и астронавты мотивированы на полет; они понимают, с кем придется лететь, а потом жить полгода в ограниченном пространстве. На станции нет возможности разозлиться и уйти, хлопнув дверью! Каждый понимает, что общаться после конфликта все равно придется, и поэтому лучше сдержать свои эмоции! Даже если происходят какие-то незначительные разногласия, они самозатухают. И уж тем более не стоит злиться на своего коллегу только из-за того, что он съел банку компота, который тебе, ну ооочень, нравится! Я считаю, что самое главное психологическое качество на МКС – бережное и внимательное отношение членов экипажа друг к другу!
А сейчас мне хотелось бы несколькими словами охарактеризовать тех членов экипажа, которые вошли в состав 38-й экспедиции, командиром которой я являюсь! Сразу оговорюсь, что не буду рассказывать их биографию, а ограничусь описанием особенностей человека, чтобы вы смогли составить общий психологический портрет команды, которая в данный момент работает на борту станции.
Итак, бортинженер МКС Сергей Рязанский. Человек умный, закончивший МГУ, потомок знаменитого М.С. Рязанского, советского учёного и конструктора в области ракетно-космической техники. Этот факт сказывался и продолжает сказываться на Сергее. Потому что во время интервью обязательно спрашивают, какое влияние лично на него оказал жизненный путь легендарного деда! Продолжаю рассказывать о Сергее. Это человек - обладатель острого ума, прекрасного чувства юмора и феноменальной реакции! Идеи ему в голову приходят моментально, и он даже успевает реализовать эту идею скорее, чем она окончательно сформируется!)) Работать с ним легко: схватывает все на лету, уясняет. Типичный логик по складу мышления.
Майкл Хопкинс – бортинженер-2 корабля «Союз», бортинженер МКС. Отличник! Вот так одним словом можно его охарактеризовать! А как по другому скажешь? Самый лучший на курсе, самый лучший в университете, капитан сборной по футболу. Кто немного знает американские нравы, понимает, как это круто – быть капитаном сборной всего университета! Соответственно, и самая красивая девушка из черлидера (это такой вид спорта, сочетающий элементы танца и шоу), становится женой Майкла! В общем, отличник и в учебе, и в работе, и по жизни! Только представьте, в 2009 году был отобран в отряд астронавтов, а в 2013 – уже полетел! Первый из своего набора! Нужно было выучить итальянский язык, потому что служил в Италии? Выучил! Встал вопрос выучить русский язык – не проблема! Потрясающий парень! Ставишь ему любую задачу, он действует быстро, слаженно, четко и лучше всех ее выполняет!
А теперь об экипаже корабля «Союз ТМА-11М».
Миша Тюрин. Его я знаю с 1993 года, когда начали вместе проходить медицину, а потом вместе начинали учиться в составе группы общекосмической подготовки. Поэтому друг о друге знаем даже больше, чем нужно! А, следовательно, нам вместе легко. Миша – философ плюс инженер до мозга костей. Все анализирует, все понимает, во всем пытается разобраться, осмыслить. Обладает замечательным чувством юмора, с ним скучно не бывает никогда! Михаил – очень ответственный человек, прекрасный коллега, с которым нравится летать.
Рик Мастраккио- бортинженер станции. Для меня Рик – это судьба! Мы с ним уже третий раз летаем! Во время предыдущих полетов он два раза прилетал на МКС на шаттле, и вот сейчас пересеклись в длительной экспедиции. Зачастую разговоры с ним начинаются словами: «А помнишь?...» Это уже о многом говорит.
И наконец, представитель Японии, Коичи Ваката. В нем смешались и японская, и европейская, и американская культуры. Постоянно улыбается! Открытый, душевный человек! Все ему интересно, всегда задает вопросы, пытается помочь (иногда даже там, где не надо)! Так как у Коичи это вторая длительная экспедиция, то среди своих коллег по американскому модулю, он самый опытный. И как следствие, присутствует несколько покровительское отношение к своим соратникам.
Вот такой замечательный у меня экипаж! Время мы проводим вместе не только в формальной обстановке. А пересекаясь, обязательно спрашиваем друг у друга, как дела, самочувствие, какие планы на день!
Комментарии: