Страница 11.
Стыковка в ТОРУ.
Дорогие друзья! Перед тем, как сделать новую запись о жизни и работе на борту станции в "Бортовой журнал МКС", хотел бы обратить ваше внимание на ответы, которые я периодически добавляю в комментарии, появляющиеся после опубликования моих постов. Наш рабочий график, составляемый специалистами ЦУПа, очень плотный, но я стараюсь найти свободную минутку, чтобы по возможности ответить на все ваши вопросы. Ни один комментарий я не оставлю без внимания! Следите за публикациями в блоге!
Ваш Олег Котов, командир МКС-38.
Итак, приступаю к рассказу о стыковке грузового корабля "Прогресс" со станцией, которая проводилась в ночь с 29 на 30 ноября. Чем примечателен именно этот, 421-й "Прогресс"? А тем, что на нем проводилось испытание. Вернее, один из этапов испытания новой системы сближения и причаливания "Курс- НА". В нее были внесены достаточно серьезные технические изменения: другая элементная база, другие антенны, соответственно, прослеживается другая логика работы. Хотя, в целом, все принципы остались теми же самыми. Сложно сделать что-то другое, потому что ответная часть аппарата на станции, естественно, осталась старого образца. И обе системы должны быть хорошо совместимы.
Как правило, стыковка грузовых и пилотируемых кораблей с МКС происходит в автоматике. Тем не менее, экипаж всегда готов перейти к телеоператорному режиму управления. Постараюсь доходчиво объяснить в чем суть этого режима. На станции есть пульт «ТОРУ», который представляет собой небольшое устройство 50х50 сантиметров, с рядом кнопок, экраном, на который выводится картинка с камеры корабля. Ну и две ручки, которые очень похожи на ручки в транспортном корабле. Основная идея заключается в том, что, если по какой-то причине автоматика не в состоянии стыковать этот грузовик, беспилотный корабль, то человек может взять управление на себя и, используя изображение с телекамеры грузовика, облететь станцию, подлететь к ней и пристыковаться к нужному узлу. То есть, создается полная иллюзия того, что ты сам летишь на этом корабле, а не наводишь его на себя. Хотя, конечно, ощущение того, что ты все-таки управляешь махиной, которая несется на тебя, достаточно интересное. Такое, знаете ли, двойственное чувство: с одной стороны ты кораблем управляешь, а с другой – видишь, как светящийся аппарат, достаточно быстро приближается, расставляет двигатели в разные стороны, подсвечивая станцию фарами и слепя ими в иллюминатор.
Давайте по порядку. По такой системе перед стыковкой по грузовикам готовят каждый экипаж. Ну так! На всякий случай! И так получилось, что два своих крайних грузовика я принимал через «ТОРУ»: 405-й грузовик во время предыдущей экспедиции и вот сейчас, 421-й. Сначала с этим грузовиком все шло штатно, абсолютно нормально! Он подлетел к станции на расстоянии 400 метров, приступил к плавному облету. Причем облет проводился ночью, а вы сами понимаете, что телекамеры не очень хорошо показывают станцию в темное время суток. Но благодаря тому, что часть станции была подсвечена прожекторами с американского сегмента, конструкцию и элементы можно было разглядеть. В целом, было понятно, как идет процесс. Ну и опять же, наблюдая в иллюминатор, видно было, как яркий луч, яркая фара облетает вокруг станции, постепенно сближаясь с ней. При этом ребята (Сергей и наши коллеги с американского сегмента) очень активно перемещались из одного сегмента МКС в другой. Подлетали к разным иллюминаторам, чтобы попытаться найти лучший ракурс и сфотографировать корабль. Конечно, сделать это, действительно, очень сложно – ночь и слепящий глаза свет фары. Ощущение примерно, как в полной темноте по трассе к вам на бешеной скорости несется машина с включенным дальним светом. В общем, кроме этого света больше нам ничего увидеть не удалось!
Грузовик облетел станцию, вышел на ось стыковочного узла агрегатного отсека (то есть, строго по оси станции в корму российского сегмента) и в запланированное время автоматически приступил к причаливанию. Причаливание тоже особо ничем не отличается. На расстоянии 150-190 метров аппарат плавно разгоняется, набирает скорость и начинает постепенно подходить, убирая взаимные углы между стыковочным узлом и кораблем по всем трем осям. Все шло хорошо. И когда на расстоянии 50 метров уже ждали включения системы стыковки внутреннего перехода, появилась "авария сближения". Корабль затормозил и стал отходить назад. Но в этой ситуации опасности не было никакой, корабль отрабатывал безопасный отход, и, в дальнейшем, уход в запланированную точку. В данный момент у экипажа было время принять какие-либо решения. ЦУП лучше видел картину происходящего, и нам было дано указание стыковать корабль вручную. Здесь все – как учили! Ощущения такие же, как и на тренажере. До этого было какое-то волнение, напряжение. Особенно когда появился сигнал «Авария». Ожидание указаний, трепет... А когда сказали: «Включайтесь», все действительно произошло как на тренажере. Я нажал все необходимые кнопки, выдал команды, взялся за ручки и полетел к станции. Рядом со мной находился Михаил Тюрин. Он подсказывал, помогал, надиктовывал дистанцию, потому что показаниям "Курса" верить было нельзя. Измерять можно было только по угловым размерам станции, то есть скорость определялась по набеганию. Это как будто вы едите в машине без спидометра и определяете скорость по частоте мелькания столбов линий электропередач. Шутка.
Стыковке в "ТОРУ" нас очень хорошо тренируют! Глаз набит. Руки заточены. Были небольшие сложности, потому что в процессе причаливания станция перешла с орбитальной системы координат на текущее положение. То есть, она фактически зафиксировала свое положение в пространстве, перестала вращаться. Поэтому пришлось изменить несколько стратегий управления. Тем не менее, мишень наблюдалась, а с близкого расстояния ее тем более было видно. Ставилась задача - держать мишень в центре, совмещать кресты. Это достаточно рутинная работа в операции. Нужно было следить за продольной скоростью. Это, наверное, один из самых важных параметров, потому что аппарат не должен сильно ударить станцию. Масса корабля значительная, и 5-10 м в секунду дополнительной скорости могут достаточно сильно сказаться на элементах конструкции, особенно на солнечных батареях.
Касание произошло достаточно мягко, из ЦУПа послышался вздох облегчения, какие-то шумы. Интересно, что, когда происходит какой-то важный момент, ЦУП старается не мешать, не задавать лишних вопросов, не комментировать. Все затихают... Это полностью позволяет оператору управлять, принимать решения, анализировать. ЦУП подсказывает только в крайнем случае, если есть какая-то важная информация, которой нет у космонавта. Поэтому, сразу после касания в эфире раздался шум, голоса и поздравления. Корабль состыковался! Вы понимаете, насколько задача ответственная! Любой корабль важен для программы. Но этот грузовик – особенно. В нем летели два оптических телескопа, которые 27 декабря мы с Сергеем будем выносить и устанавливать в открытом космосе. Также к нам летело достаточно много другого научного оборудования. Все это достаточно важно для программы, и рисковать никто не хотел.
На эти сутки все операции у нас закончились. Открытие люков мы делали на следующий день. Проснулись, позавтракали и приступили к действиям по открытию люков. Сразу весь экипаж выстроился в ожидании. Все хотели вдохнуть свежего воздуха. Это, действительно, необыкновенный вкус земного воздуха с небольшим ароматом яблок, травы, земного запаха, которого очень не хватает. Когда мы открыли люки, до того, как мы положили туда воздуховоды (чтобы перемешать воздух с атмосферой станции), все туда залетали на 1-2 минутки вдохнуть этого земного аромата. В подобных кораблях мы бывали довольно часто и на Земле: в Королёве, на Байконуре. Тогда, когда мы забираемся внутрь аппарата, запах нам кажется каким-то механическим: металл, краска, что-то промышленное. А здесь, на станции, - это сладкий запах Земли. Конечно же, в первую очередь мы постарались достать посылки от семей, от друзей, от группы психподдержки - от тех, кто о нас думает, помнит, заботится. Всем за это огромные слова благодарности. Это очень многого стоит! Спасибо!
В продолжение рассказа о грузовике, и, параллельно отвечая на ВОПРОС №92, расскажу о веселом случае на орбите. Забавное происшествие, над которым мы потом все вместе смеялись, случилось на следующий день после того, как мы открыли люки в корабль. Был уже вечер, мы завершили работу. Время проводили за разговорами, попивали чай, планировали следующий день, изучали планы, диаграммы. Разгрузка корабля только-только началась, но там уже было много свободного места. Корабль пристыкован к агрегатному отсеку, совсем рядом с тем местом, где мы находились. И вдруг со стороны корабля раздался металлический стук, как будто удар по корпусу. Мы немножко поднапряглись. Подумаешь, такое иногда случается. Какой-нибудь отлетевший болт (а их, действительно, было очень много) открутился, вылетел из упаковки, попал в воздушный поток вентилятора и стукнулся о стену. Дело обычное... Я полетел в корабль. Залетаю – болта нет. Светло, все видно, а его нет. Вдруг с внешней стороны корабля, с днища раздается: «Тук-тук-тук». Совершенно отчетливый звук. Я подумал: «Что-то не то». Позвал Сергея. Сергей полетел, мы подождали, и снова: «Тук-тук-тук». Кто же там стучит? Затем стук раздался ближе к люку корабля. В душе появилось некоторое напряжение. Отбросив всякую мистику и мысли о существовании инопланетной жизни, мы начали думать. Почему-то возникла мысль, которая пересекается с опытом предыдущих полетов. Такое происходит, когда Земля готовится к перекачке топлива. Открываются и закрываются клапана. Одни – механически, другие – пиротехнически, то есть подрываются. Все это для того, чтобы подготовить системы объединенной двигательной установки к перекачке топлива из грузовика в баки станции. Мы полетели к лэп-топу удостовериться. Действительно, так все и случилось! Начался процесс перекачки топлива. Дело в том, что в таких процессах экипаж никогда участия не принимает- это стопроцентная работа ЦУПа. Мы, конечно, выдохнули с облегчением, разобравшись в ситуации, а потом над этим посмеялись. Рассказали коллегам-иностранцам. Они тоже весело заулыбались. Вот такие бывают истории в космосе!
Отражение МКС
Комментарии: