В сентябре 1966 г. по приказу генерала Н.П. Каманина в Центре подготовки космонавтов ВВС была сформирована группа космонавтов для подготовки по программе облета луны «УР-500К-Л-1» на корабле Л-1. Этот корабль имел дискретную часть управления, в том числе и ручной ввод уставок. Космонавты учились в ручную выполнять коррекцию орбиты, а также управлять кораблем во время спуска на Землю. Было очень много тренировок на тренажере «Волчок», на котором отрабатывалось управление кораблем при реальных перегрузках во время входа в атмосферу со второй космической скоростью. Каждый из экипажей делал не менее 40 вращений на центрифуге с перегрузками до 10g.
В начале 1969 г. в результате реорганизации ЦПК при 1-м управлении в первых четырех отделах были образованы отдельные отряды космонавтов по направлениям деятельности. В отряд 3-го отдела вошли военные космонавты группы «Л-1». Начальником отдела был назначен В.Быковский, а его заместителем Е.Хрунов. В конце 1969 г. программа пилотируемого облета Луны фактически была закрыта. Космонавтов перевели на подготовку по другим программам, а группа «Л-1» перестала существовать.
Программа «Л-1» или «УР500К-Л1» предназначалась для пилотируемого облета Луны. Программа осуществлялась в 1965-1970 годах. Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом полете к Луне. Цель достигнута не была.
С целью быстрейшего выполнения программы, лунный облетный корабль был создан на основе корабля «Союз» 7К-ОК. Корабль по программе «УР500К-Л1» получил обозначение 7К-Л1, применялось также обозначение 11Ф91. Для проведения летно-космических испытаний был создан беспилотный вариант корабля, который получил официальное название «Зонд» (с космическим кораблем «Зонд-4»).
Корабль 7К-Л1 предназначался для пилотируемого облета Луны двумя космонавтами. Разработка 7К-Л1 началась в ОКБ-1 во 2-й половине 1965 года под руководством Главного конструктора С.П. Королева, с 1966 года велась под руководством Главного конструктора В.П. Мишина. Корабль 7К-Л1 должен был выводиться на траекторию облета Луны с помощью четырехступенчатой ракета-носителя «Протон». Жесткие лимиты, налагаемые на ракетe-носитель «Протон» (УР-500К), ограничивали стартовую массу корабля 7К-Л1 5,2 тоннами. Поэтому корабль не имел бытового отсека и состоял из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Космонавты на корабле 7К-Л1 должны были совершать полет без скафандров, в полетных костюмах.
Запуск пилотируемого корабля 7К-Л1 с облетом Луны первоначально планировалось осуществить в июне 1967 года, в год 50-летия Советской власти. Этому должны были предшествовать 2-3 полностью успешных полета корабля в беспилотном режиме. Запуск пилотируемого корабля неоднократно откладывался (последний раз он намечался на апрель 1970 года, к 100-летию В.И. Ленина) из-за многочисленных аварий ракеты-носителя и отказов систем кораблей во время испытательных полетов в беспилотном режиме.
Корабль 7К-Л1 (11Ф91) с разгонным блоком Д
|
|
Для выполнения полета были полностью подготовлены три экипажа: 1 - Леонов-Макаров; 2 - Быковский-Рукавишников; 3 - Попович-Севастьянов.
Однако, в январе 1970 года программа была закрыта. Такому решению в немалой степени способствовало то обстоятельство, что приоритет в первом полете человека к Луне Советским Союзом был упущен (в декабре 1968 года американские астронавты на корабле «Аполлон-8» первыми в мире осуществили полет к Луне).
Всего в рамках ЛКИ было запущено 11 беспилотных кораблей 7К-Л1. Из них: 4 не вышли на орбиту Земли из-за аварий РН, 4 корабля совершили облет Луны. Один корабль в июле 1968 года не был запущен из-за аварии блока «Д» во время подготовки РН к старту.
Программа «Л-3» или «Н1-Л3» предназначалась для пилотируемого полета к Луне с посадкой на ее поверхность. Программа осуществлялась в 1964-1974 годах. Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в первой пилотируемой посадке на поверхность Луны. Цель достигнута не была. Для выполнения этой программы был создан лунный ракетный комплекс (ЛРК) «Л-3», который должен был сначала выводиться на орбиту Земли с помощью РН «Н-1».
Разработка ЛРК началась в ОКБ-1 в 1964 году под руководством С.П. Королева, впоследствии созданием ЛРК руководил В.П. Мишин. ЛРК «Л-3» состоял из лунного орбитального корабля (ЛОК), лунного корабля (ЛК), разгонного ракетного блока «Г» и тормозного ракетного блока «Д». ЛРК предназначался для полета двух космонавтов к Луне в ЛОК, посадки одного космонавта в ЛК на поверхность Луны и возвращения космонавтов в ЛОК на Землю. Общая масса ЛРК достигала 95 тонн, длина всего комплекса «Л-3» составляла 30 метров. ЛОК (11Ф93) был разработан и создан с учетом опыта разработки корабля «Союз» и внешне был похож на него, но фактически являлся новым кораблем. ЛОК состоял из спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО), приборно-агрегатного отсека (ПАО), отсека двигателей ориентации комплекса (ДОК), ракетного блока «И» и энергоотсека (ЭО). Полет в корабле космонавты должны были совершать без скафандров.
Ракетно-космический комплекс Н-1 – Л-3С
|
|
Запуск первого экспериментального макетного беспилотного ЛОК в составе ЛРК «Л-3» состоялся 27 июня 1971 года при третьем пуске РН «Н-1». Второй запуск беспилотного ЛОК (первый штатный корабль) также в составе ЛРК «Л-3» был осуществлен 23 ноября 1972 года при четвертом пуске РН «Н-1». Из-за аварий РН испытательные полеты к Луне не состоялись. ЛК (11Ф94) состоял из двух разделяющихся частей: лунного посадочного агрегата (ЛПА) и лунного взлетного аппарата (ЛВА). ЛПА предназначался для посадки ЛК на поверхность Луны. Сверху на ЛПА располагался ЛВА. В ЛК размещался один космонавт в скафандре «Кречет-94».
Для проведения испытаний ЛК в беспилотном режиме на орбите Земли был создан экспериментальный ЛК, получивший обозначение Т2К. Впервые корабль Т2К был выведен на орбиту Земли 24 ноября 1970 года с помощью РН «Союз» ("Космос-379»). Впоследствии было осуществлено еще два испытательных полета этого корабля на орбите Земли («Космос-398» и «Космос-434»).
Подготовку по программе «Н1-Л3» проходили 20 космонавтов (10 космонавтов ВВС и 10 космонавтов ЦКБЭМ). В 1969-1972 годах было осуществлено 4 испытательных запуска РН «Н-1», но все они закончились авариями 1-й ступени РН. В мае 1974 года работы по программе «Н1-Л3» были приостановлены. Окончательно программа была закрыта в марте 1976 года, так как началась полномасштабная работа по программе «Буран».