Мухтар Аймаханов родился в Казахстане. Когда на Байконуре к старту готовился очередной экипаж, в ближайших поселках мальчишки занимали лучшие места на крышах. Там и появилась у Мухтара мечта о космосе. Потом были летное училище, полеты, Звёздный городок и звание космонавта-испытателя. Однако обстоятельства изменились, но мечта осталась. Сегодня, через 10 лет преодолений, Мухтар верит – он увидит Землю с орбиты.
"Я попал в то место, о котором с детства мечтал, — говорит Мухтар, стоя на уютных улицах "Звездного городка". — Первым делом я подошел к памятнику Гагарину. То, что я проходил все этапы, и то, что я, наконец, пришел в центр подготовки, для меня ассоциировалось с именем Гагарина".
"Я пришел к памятнику, постоял минут пять рядом — такое ощущение, подъем! Про себя думаю — дай Бог, чтобы я смог реализоваться, как Юрий Алексеевич Гагарин", — продолжает он.
Ко встрече со "Звездным" Мухтар Аймаханов шел 34 года. И вот он здесь. По знаменитым аллеям идет навстречу мечте – к заветному космическому отряду. "Разрешите Сергей Константинович, здравствуйте! Я к Вам по поводу подачи заявления", — Аймаханов входит в кабинет начальника ЦПК. В этот кабинет кандидаты в космонавты заходят с особым волнением. 10 минут наедине с руководителем Центра подготовки имени Ю.А.Гагарина Сергеем Крикалёвым. 10 минут, чтобы доказать, почему ты здесь нужен. "Почему вы решили в этом направлении двигаться дальше?", — спрашивает Крикалёв.
"С 2002 года я работаю в ЦПК на должности бортового инженера-испытателя, в настоящее время я начальник отделения. Хотелось бы повысить свой профессиональный уровень. Я с детства хотел стать летчиком", — отвечает Аймаханов.
Мухтар Аймаханов в детстве провожал космонавтов на орбиту. Когда на Байконуре к старту готовился очередной экипаж, в ближайших поселках мальчишки занимали лучшие места на крышах. "У нас в Кзыл-Ординской области прозрачность воздуха большая, — говорит он. — Я залез на крышу, посмотреть старт ракеты. Самый первый я запомнил – это полет Джанибекова. И с того момента, наверное, зародилась мечта или желание детское, которое во взрослой жизни трансформировалось в то, что в конце концов я пришел в отряд космонавтов".
Во время очередных посиделок на крыше Мухтар вдруг понял, кем хочет стать и какая она – цель его жизни. "Я особенно об этом никому не рассказывал, это просто внутреннее желание, внутренняя мечта. А говорить на весь свет – вот, я хочу стать космонавтом, я как-то не привык", — продолжает он.
А дальше — летное училище, диплом летчика-истребителя, полеты, развал Советского Союза, абсолютная нестабильность и необходимость выживать. Мечту пришлось загнать в самый дальний уголок. "И я стал в Алма-Ате работать, жить, вплоть до 1999 года, когда узнал о том, что правительство приняло постановление по отбору двух кандидатов для направления сюда, в ЦПК, в качестве кандидатов в космонавты", — говорит он.
Полгода собеседований, тестов, кроссов, отжиманий – для Москвы выбирали самых сообразительных и выносливых. А уже здесь начинается самое сложное. Сперва кандидату в космонавты надо пройти медицинскую комиссию. "Человек должен быть не только здоров на данный момент. Его запас здоровья должен быть достаточен для того, чтобы много лет работать в этом направлении и быть готовым к тому, чтобы стартовать, работать и вернуться из космоса, — рассказывает Сергей Крикалев. — Сначала он приходит к специалистам, узким специалистам, психологу. Потом они делают анализы и рентгеновские исследования, анализы крови, УЗИ, рентгеновские обследования".
Например, исследование лишь одной из систем человеческого организма – сердечно-сосудистой. За несколько минут работы на велоэргометре врачи определят уровень подготовки кандидата к серьезным нагрузкам. "Пульс прекрасный, — комментирует врач состояние Аймаханова. — Несмотря на такое количество зрителей, он меньше 80, больше 60. Это самое легкая нагрузка, 0, 75 ватт, первая ступенька".
Мухтар тоже проходил всех этих специалистов. После обследования врачи вынесли вердикт – к полетам годен. Экзамены сданы на отлично – впереди два года обучения по общекосмической подготовке. "По этой самой дороге мы ежедневно проходили в ЦПК, ровно к девяти надо быть там на занятиях. – говорит Мухтар Аймаханов, — Вечером уставшие, но довольные приходили обратно домой. Весь световой день, с самого утра и где-то до 18 – 19 часов, я с таким фанатизмом и ожесточением проходил всю подготовку! Для меня ничего не существовало, я полностью в нее погрузился".
"По "двойкам" спускаетесь вниз, включаетесь в аппарат, — подготавливает будущего космонавта инструктор в гидролаборатории, — Нужно продуть легочник, снять снаряжение с себя, одеться в снаряжение. Пусть инструктор показывает, а вы выполняете. Ваши инструктора просто рядом находятся, вас страхуют, вас оценивают. Всё! Вперед!"
"Один из тех видов, когда учат людей ориентироваться в невесомости, один из первых опытов работы в этой среде. Здесь мы создаем, моделируем, в общем-то, невесомость для работы в скафандрах, — говорит начальник водолазной подготовки ЦПК Александр Соловьев.
Это кандидаты в космонавты из уже открытого набора 2012 года. Они в середине обучения общекосмической науке. К финалу подготовки будущие космонавты узнают все тонкости профессии, освоят корабли, раскроют свои физические возможности, изучат историю, английский язык и даже операторское дело. За полтора года даже гуманитарии, при желании, могут стать хорошими техническими специалистами. Тем более, что теперь, в Центре подготовки попробовать свои силы может каждый.
"Расширив "входные ворота" по исходному образованию и возможностям, которые человек имеет, мы понимаем, что нам придется на первой фазе отобрать людей. Мы будем брать людей, которых сможем довести до такого состояния, чтобы они могли работать с этой техникой", — отмечает Сергей Крикалев.
"За все это время многие "одногруппники" Мухтара уже побывали на орбите. "Практически весь мой набор – а он уже тринадцатый, тот же Женя Тарелкин, Саша Самокутяев, Марк Серов, который сейчас работает на "Энергии", Борисенко, Иванишин, Рязанский — сейчас в космосе.
А вот Мухтар все еще на земле и пока мечтает о первом полете. Хотя космонавтом-испытателем стал в 2005 году. Однако гражданина другого государства в российский звездный отряд взять тогда не могли. Мухтара это не остановило. Он снял квартиру в "Звездном", устроился работать в Институт техники и естествознания. Каждый день на электричке ездит в Москву. Четыре часа в пути. И все ради мечты! Недавно разрешились паспортные коллизии. Мухтар стал гражданином России. "В любом случае я в отряд приду, буду проходить подготовку и полечу", — уверен он.
Судьба почти каждого космонавта – бесконечное преодоление. Мухтар Аймаханов своего шанса ждал десять лет. Вполне возможно, совсем скоро его мечта станет реальностью.