31 января прошла автономная комплексная тренировка по отработке действий экипажа космического корабля после приземления в лесисто-болотистой местности зимой.
Условия таких тренировок предполагают полную изолированность экипажа от внешней среды. Но сегодня это сделать не удалось. Кроме инструкторов, обеспечивающих тренировки космонавтов, врачей и психологов, которые следят за состоянием «выживающего» экипажа, понаблюдать за ходом испытания и на себе прочувствовать особенности жизни в экстремальных условиях решили и журналисты.
В центре внимания представителей СМИ сегодня был экипаж 43/44-й длительной экспедиции на МКС, который приступил к «зимнему выживанию» рано утром, в составе космонавтов Роскосмоса Геннадия Падалки и Михаила Корниенко (участник годового полета), астронавта НАСА Скотта Келли (участник годового полета).
Экипаж МКС-34/44 (слева направо): Михаил Корниенко, Геннадий Падалка и Скотт Келли
Экипаж был рад гостям и с удовольствием уделил время на общение с журналистами. Геннадий Падалка, как один из самых опытных космонавтов отряда Роскосмоса, имеющий четыре длительные командировки в космос, за время подготовки к космическому полету не раз преодолевал подобные испытания. «Это не самые суровые условия, в которых мы «выживали» – признался Геннадий Иванович. – Раньше такие тренировки проходили в Тикси и Рузе. В этих местах не было леса, и температура воздуха опускалась до 40 градусов. Теперь мы «выживаем» в подмосковном лесу. Условия благоприятные, и для моих коллег – Михаила Корниенко и Скотта Келли, имеющих не один опыт «зимних выживаний», не было сложным выполнить запланированную программу».
Минуты отдыха после тяжелой работы
На вопрос о необходимости проведения тренировок по отработке действий экипажа космического корабля после приземления в лесисто-болотистой местности зимой ответил Геннадий Падалка: «Опираясь на опыт прошлых лет, приземление, как правило, происходит штатно, экстремальных ситуаций, связанных с посадкой, не случается. Работа ПСС налажена, сбоев не бывает, спускаемый аппарат с космонавтами на борту находят сразу, но такие тренировки, как эта, необходимы в первую очередь для сплочения экипажа».
К ответу командира добавил несколько слов Михаил Корниенко: «Навыки, которые мы приобретаем в результате тренировок, нам могут пригодиться в том случае, если мы приземлимся не через полгода пребывания в невесомости, когда наши организмы ослаблены, а сразу после старта. Это может произойти в случае аварийной ситуации на ракете-носителе на начальном этапе полета».
В задачи, которые предстояло выполнить экипажу, по условию тренировки, входило: переодевание из скафандров «Сокол» в теплозащитные костюмы, разведение костров, строительство шалаша, работа с носимым аварийным запасом (НАЗ). Некоторые действия космонавтов и астронавта смогли увидеть журналисты.
Специалисты отдела по экстремальным видам подготовки космонавтов продемонстрировали состав НАЗа и показали представителям общественности, как снимать скафандр и надевать теплозащитный костюм. Корреспонденты, сделав попытку надевания специального костюма для выживаний, сказали, что это довольно непросто.
Экипаж МКС-43/44 стал пятым экипажем, принявшим участие в тренировках по отработке действий после приземления космического аппарата в условиях лесисто-болотистой местности зимой. В этом году цикл тренировок по «зимнему выживанию» завершен. Все экипажи, в состав которых входили российские космонавты и астронавты иностранных космических агентств, инструкторы ЦПК, успешно прошли этот вид подготовки.
Старт корабля "Союз ТМА-16М", командиром которого станет Геннадий Падалка, запланирован на март 2015 года. Космонавт Михаил Корниенко и астронавт Скотт Келли, входящие в состав 43/44-й экспедиции, пробудут на орбите в течение года.