До возвращения на Землю нашему экипажу осталось чуть меньше недели!
Хотелось бы рассказать, как проходит подготовка к посадке. Отмечу, что эта работа является самой напряженной и тяжелой задачей для всего экипажа, в целом и для командира корабля «Союз», в частности. Это обусловлено рядом причин. В процессе возвращения основные функции, которые падают на плечи командира корабля - это, во-первых, подготовка экипажа, то есть проведение бортовых тренировок (прогон различных вариантов штатного и нештатного спуска). Поскольку последняя тренировка была более полугода назад и необходимо вспомнить все отработанные схемы. Спуск – процесс динамичный и не прощает ошибок!
Во-вторых, идёт подготовка корабля. Как водитель готовит свой автомобиль к дальнему перегону, так и мы ответственно подходим к снаряжению нашего «Союза». Корабль должен быть упакован и снаряжён для выполнения абсолютно всех задач. В частности, проходит проверка скафандров, ложементов и амортизационных кресел (весовые и габаритные настройки кресел должны соответствовать изменившимся антропометрическим показателям членов экипажа, любой просчёт может привести к травме). Но самое тяжелое, с физической точки зрения, является укладка возвращаемых грузов. Каждый из вас знает, как это суматошно, отправляясь в путешествие, собирать в чемодан вещи в большом доме, особенно, если точно не знаешь, где они лежат, как выглядят, и что с ними делать… ))
Укладка возвращаемых грузов происходит в несколько этапов.
Прежде всего, мы получаем радиограмму с Земли, где указывается перечень предметов. Это могут быть научные эксперименты, исследования, запасные блоки или предметы необходимые для анализа, биомедицинские данные, чашки Петри (лабораторная посуда, которая имеет форму невысокого плоского цилиндра, закрывается крышкой подобной же формы, но несколько большего диаметра) с биологическими культурами, даже образцы живых культур. То есть всё, что делается на станции в плане техники и должно быть возвращено на Землю. Также в этой радиограмме указывается - что и где лежит. Сначала по всей станции собираются эти предметы. Следующая задача - их промаркировать и упаковать. Есть бьющиеся предметы, есть хрупкие, есть достаточно опасные, если прольются. На каждую вещь существуют свои требования по упаковке. Упаковать и промаркировать надо достаточно качественно, так, чтобы по упаковке наземные группы смогли безошибочно идентифицировать и изъять эти предметы.
Разгрузка корабля на Земле происходит в несколько этапов: есть категория срочных грузов. Это предметы, которые изымаются прямо на месте посадки: биология, биотехнологии, медицинские данные. Доставляются в Москву, как правило, на тех же самолетах, что и экипаж. Следующий этап не такой срочный. На изъятие таких грузов уходит порядка 5-6 часов. Осуществляется также на месте посадки. Самые основные грузы или большая их часть изымаются уже в Москве, когда корабль доставляют на завод-изготовитель, где его разберут и достанут всё необходимое.
Итак, сейчас мы потихоньку собираем предметы, отсортировываем их, маркируем и начинаем укладывать. Это не машина, и багажник тут не предусмотрен! Поэтому иногда мы с завистью смотрим на американские корабли, где все устроено по принципу ящичков («локкеров»), где все происходит по принципу «положил» – «закрыл» –« утянул ремешком». У нас есть один такой контейнер под креслом командира, но он не очень большой и желание вернуть домой какие-либо предметы значительно превышает его объем. Поэтому укладывается все в места, которые не были изначально приспособлены для перевозки грузов. А именно: в щели между контейнерами с парашютами, между агрегатами, блоками, за кресло, иногда под пульт, всё это нужно тщательно уложить, провязать, сделать так, чтобы в процессе перегрузок, вибраций, толчков, которые испытывает корабль при входе в плотные слои атмосферы, ничего не высыпалось, не упало и не придавило космонавта, чтобы все осталось на месте и внутри ничего не произошло. Это такая сложная задача, что необходимо несколько раз примерить, что и куда положить. К сожалению, Земля в этом помочь нам никак не может. Она может дать рекомендации по расчетам (вот это войдет сюда, а вот это сюда, а это, может, и не войдет). Всё осложняется невесомостью. Попробуйте, например, уложить какие-нибудь вещи в ящик предварительно прикрепив его к потолку. Мы также ограничены во времени. Его очень мало. Потому что большинство грузов попадает в руки командира корабля за 3-2 дня, а иногда даже в день посадки. Есть такая категория грузов, которые передаются экипажу за 6 часов до закрытия люка. Экипажу необходимо все это уложить, привязать, проверить, внести в акт опись, который будет передан поисковой группе на Земле, чтобы они могли найти все эти предметы. И самое главное, проверить и прокачать кресло. Это происходит так: космонавт укладывается в кресло, другой космонавт имитирует его заведение и смотрит, что кресло хорошо взводится и во время движения ни за что не цепляется, а голова космонавта или другие части тела ни во что не упираются. В случае жесткой посадки, кувырков, на него ничего не должно обрушиться, и космонавт не ударится обо что-нибудь.
Вот такие задачи лежат на командире корабля. Именно он несет ответственность за все эти работы, за то, что корабль, люди, все оборудование и грузы будут доставлены на Землю вовремя, в нужное место и в полной сохранности.
Ну что, дорогие читатели! Уплываю готовить корабль к посадке! До встречи на Земле! Спасибо, что все эти месяцы были со мной. Ваш Олег Котов.
Комментарии: