Рабочее утро инженеров Института медико-биологических проблем начинается с усиленных упражнений на тренажерах. Бегут, быстро крутят педали, поднимают тяжести.
- Начинаем тренировку!
Однако семь потов здесь сгоняют не ради атлетической формы, а в интересах науки. В это же время космонавты на МКС надевают футболки и завязывают шнурки кроссовок. Точно такие же тренажеры недавно появились в российском сегменте станции. Почти год они проходят испытания на Земле и на орбите одновременно. Во время изнуряющих тренировок космонавты порой снимают друг друга на видеокамеру.
«Мы показываем его с разных ракурсов, чтобы видно было – лицо сосредоточенное, потому что ему сейчас не до шуточек, которые я себе тут могу позволить», — смеется
Михаил Тюрин.
Самый новый и самый передовой тренажер – бегущая дорожка, как ее называют специалисты. И хотя с виду напоминает те, что есть в каждом земном спортзале, на деле – это мощный компьютер, обернутый в материалы, которые не боятся космических нагрузок.
«Нажимаем старт. Дорожка медленно постепенно начинает двигаться», — поясняет ведущий инженер службы главного конструктора ИМБП Никита Химорода.
В памяти компьютера планы тренировок всех космонавтов на станции. Каждый день нагрузки разные: то спринтерский забег скоростной на короткие дистанции, то долгая утренняя пробежка в спокойном ритме.
Специальный датчик измеряет пульс и тут же передает показатели на экран. Все данные сбрасываются на Землю. Их внимательно изучают врачи Института медико-биологических проблем. Один из главных атрибутов тренировки в невесомости — нагрузочный костюм, сетка ремней плотно опоясывает тело.
«Здесь есть такие устройства: То есть космонавт пристегивается и встает. Это система притяга, которая имитирует силу притяжения Земли», — показывает Никита Химорода.
Эта система также настраивается с помощью компьютера. Космонавт может регулировать силу притяжения из расчета собственного веса. Пока аналогов у разработки нет.
«Та дорожка, которую поставили американцы сейчас в Node, новая. Но они до сих пор работают без притяга, потому что разработку притяга они отдали европейцам. И европейцы до сих пор не сделали, хотя начали эту разработку где-то в 2009 году», — отмечает российский приоритет начальник комплекса главного конструктора, заместитель главного конструктора ИМБП Евгения Ярманова.
При беге космонавт так сильно бьет ногами по дорожке, что возникающая вибрация может разрушить станцию. Однако в действительности до борта МКС удары не доходят. Специальная система виброизоляции служит мягкой подушкой.
«Это так называемая металлорезина. Это к резине никакого отношения не имеет, просто такое название. И сложная система рычагов, подвесов, торсионов», — раскрывает секрет конструкции ведущий инженер службы главного конструктора ИМБП Никита Химорода.
На дорожке космонавты ежедневно пробегают до пяти километров. Но стометровка
Фёдора Юрчихина точно войдёт в историю – российский космонавт по беговой дорожке МКС бежит эстафету с факелом олимпийского огня.
Впрочем, тренируются космонавты не только на дорожке.
«Этот тренажер – настоящий орбитальный спортзал в миниатюре. Здесь можно и покрутить педали велосипеда, и сделать упражнения для спины и шеи. А потом перейти к тяжелой атлетике. Вот даже есть специальный гриф. Прикрепляем его. Готово! Теперь все готово к космическому жиму лежа от груди. Попробуем. Раз, два, три», — испытывает космические спорттренажеры корреспондент Александр Ефремов.
Так называемые блины на штангу каждый раз надевать не надо. Их функции выполняют электромагнитные муфты. Одно касание сенсорного экрана, и космическая штанга становится тяжелее или легче. С помощью нескольких простых манипуляций силовой тренажер, как конструктор, превращается в велосипед. В наборе – педали для ног и для рук.
«Сейчас здесь стоят ручки для педалирования руками. Это также необходимость космических полетов, когда нужно тренировать руки перед выходом в открытый космос», — продолжает показ достижений космических спортивных технологий Никита Химорода.
Все это не просто физкультура. Медики называют регулярные упражнения на орбите профилактикой, а космонавты – обратным билетом на Землю. Без таких нагрузок в длительных полетах кости быстро теряют кальций и становятся мягкими, а мышцы атрофируются. Это стало понятно в 1970-м году, когда
Андриян Николаев и
Виталий Севастьянов провели в невесомости больше двух недель.
«Они летали 17 дней. Но по их возвращению на Землю состояние у них было такое, что они нуждались в реанимационной помощи. Оказалось, что без профилактики, без нагрузки человек не может летать», — обращается к фактам космической истории заведующая отделом гравитационной сенсомоторной физиологии ИМБП Инесса Козловская.
Так появился новый раздел медицины – гравитационная физиология. А космонавты начали усиленно нагружать мышцы с первого дня полета.
Георгий Гречко на орбитальной станции «Салют-6» обязательно делал зарядку перед завтраком.
Чуть позже для станции «Мир» подготовят тренажеры для разных групп мышц. Их эффективность докажут почти три десятка длительных экспедиций.
«Космонавтам необходимо один-два раза в день, как минимум, тренироваться. А перед посадкой два-
три раза в день давать физические нагрузки», — рассказывает летчик-космонавт, Герой России
Юрий Лончаков.
На Международной космической станции — две системы тренировок и два вида тренажеров – российские и американские. Если наши космонавты делают упор на беговую дорожку, то астронавты, как правило, качаются на силовом тренажере.
«Занятия происходят вниз головой. То есть Земля у нас находится прямо перед лицом в процессе выполнения упражнения. Это очень интересно и необычно», — отмечает космонавт-испытатель
Олег Новицкий.
Перед возвращением на Землю космонавты все чаще надевают резиновые штаны – так выглядит тренажер «Чибис». Он помогает организму вспомнить принципы кровообращения в условиях отсутствия силы тяжести.
«Нижняя часть тела герметично изолирована от верхней. И в ней создается разряжение. Таким образом жидкость, а мы все как минимум на 80% состоим из жидкости, кто-то больше, кто-то меньше, жидкость начинает от головы, от верхней части тела отливать как раз к ногам», — показывает костюм «Чибис» космонавт-испытатель
Александр Мисуркин.
В планах физиологов и конструкторов Института медико-биологических проблем – создать мощный силовой тренажер. Ежедневная зарядка станет более трудной, но и результат — более впечатляющим.
Космонавтам уже не понадобится курс реабилитации после возвращения с орбиты. Приземлившись, они сразу же смогут сами ходить и даже бегать.
Скорее всего, новый тренажер разработают и соберут в короткие сроки. Ведь уже через год на МКС отправится первая в истории станции годовая экспедиция. Это будет серьезное испытание и для космонавтов, и для врачей.
Телестудия Роскосмоса