Руководитель Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков - о создании единого полигона и споре из-за зарплат
Герой России Юрий Лончаков, бывший командир отряда космонавтов, вернулся в родной ЦПК им. Гагарина в должности начальника. Он сменил на этом месте другого космонавта — Сергея Крикалева. Несмотря на большую занятость, связанную с новыми обязанностями, Юрий Валентинович нашел время в канун Дня космонавтики поделиться с «МК» своими планами в качестве руководителя ЦПК.
49-летний Юрий Лончаков — родом из Казахстана. С отличием окончил Оренбургское авиационное высшее военное училище летчиков. С красным дипломом окончил Высшую военно-инженерную академию им. Жуковского, Академию госслужбы при Президенте РФ по профилю «Государственное и муниципальное управление». Доктор технических наук, совершил три космических полета.
— Какие цели вы ставите для себя в этой должности?
— Их много. Например, требуется развитие информационного обеспечения. В частности, хочется, чтобы у нас в ЦПК поскорей появился Центр информационных технологий с тренажерами, программами, помогающими космонавтам отрабатывать навыки по различным видам корабельной и внекорабельной деятельности, включая и перспективные ее виды, связанные с подготовкой пилотируемого полета к Луне.
— А чего не хватает сейчас?
— Комплекса, на котором мы могли бы моделировать все физические процессы, происходящие в космосе. К примеру, сегодня мы можем только представлять себе движение воздушных потоков внутри станции, влияние конвекции. Но увидеть или почувствовать их при помощи тренажеров — это совсем другое дело.
Роскосмос работает над созданием перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС), и для нее также необходимы высокотехнологичные макеты. Надо отрабатывать навыки управления новым кораблем, его консервации, расконсервации, дооснащения.
Дооснащение и модернизация требуются и реальной технике, имеющейся на балансе ЦПК. Так, давно пора заменить старый самолет Л-39, на котором космонавты поддерживают навыки пилотирования. Предполагаем, что на смену ему придет наш отечественный Як-130, на который сейчас переходят все летные училища. Это первый учебно-тренировочный самолет, построенный в России после распада СССР.
Замена требуется и самолету Ил-76, на котором сейчас моделируется невесомость. Уже есть его более современная модификация, в которой значительно увеличен объем грузовой кабины, заменены двигатели — новые обладают большей тягой и экономичностью. Также планируем заменить Ту-134, который доставляет космонавтов на Байконур, а также с места посадки в Звездный городок. Тут скорее всего предпочтение будет отдано самолетам Ту-214 или Ту-204. В дальнейшем на одном из них скорее всего будем доставлять космонавтов и персонал на новый космодром Восточный.
— Слышала, что ЦПК будет закупать тренировочные вертолеты. Для чего?
— Это не совсем новое начинание. Еще в 1960-х годах космонавты проходили подготовку на вертолетах, когда готовились к лунной миссии. Ведь они позволяют отработать вертикальную посадку, которая ждет космонавтов на Луне.
— Теперь — о базах для подготовки космонавтов. Планируется ли как-то расширить их спектр?
— Помимо испытаний космонавтов в зимнем лесу, в казахской степи, мы проводим тренировки на базе МЧС в Подмосковье, где есть специальное озеро для приводнения спускаемого аппарата. Если есть необходимость отработать приводнение на море, используем сочинскую базу. Так что спектр тренировок у нас широк. Но... не совсем полон. В частности, нам бы хотелось возобновить горные тренировки, которые во времена СССР проводились в Казахстане. Правда, произойдет это снова в нашей бывшей братской республике или в другом месте — пока вопрос. А вообще есть идея создания единого полигона для отработок навыков выживания в разных климатических зонах. Море, зимний лес, пустыня — все в таком полигоне будет смоделировано, как в природе. Если у нас получится, то в будущем мы будем существенно экономить на доставке космонавтов в различные регионы.Кроме того, у нас есть планы по модернизации имеющейся сейчас в ЦПК гидролаборатории. Ее 5 тысяч кубометров воды и 12 метров глубины скоро не будет хватать для погружения полноценной платформы с макетом МКС.
— Детский космический лагерь продолжит свою работу?
— Конечно. Мало того, мы планируем создать полноценный образовательно-просветительский и туристический центр. Это будет что-то вроде космического Диснейленда, куда люди смогут приезжать на целый день и с удовольствием проводить время, совершая экскурсии по нашим тренировочным залам, катаясь на специально построенных для них «космических» аттракционах. К примеру, взрослые смогут попробовать полетать в аэродинамической трубе, испытать себя в центрифуге. Детям, конечно, будет предложено что-нибудь попроще, но не менее интересное.
— В конце 2013 года было много разговоров о том, что космонавтам недоплачивают положенные им деньги. Сергею Волкову пришлось даже судиться с Крикалевым, чтобы вернуть полагающуюся ему прибавку. Для других космонавтов этот вопрос решен?
— Вопрос с компенсациями космонавтам решен. Было просто недопонимание, сейчас нам все разъяснили.
— А как обстоит не менее острый вопрос с жильем?
— Дома для космонавтов будут обязательно строиться.