О планах развития Центра подготовки космонавтов (ЦПК) и перспективах российской пилотируемой космонавтики в эксклюзивном интервью «Интерфаксу-АВН» рассказал российский космонавт Юрий ЛОНЧАКОВ, который делает первые шаги на посту начальника Центра.
- Юрий Валентинович, какими вы видите первоочередные задачи для начальника ЦПК?
- В первую очередь, конечно, надо думать о нашей уникальной учебно-тренировочной базе. В ближайшее время предстоит серьезная модернизация гидролаборатории. Международная космическая станция, на которой работают подготовленные нами космонавты, сейчас весит 400 тонн, её длина равна 70 метрам, ширина 110 метрам, а объем - 1000 кубических метров. В принципе, той гидролаборатории, которая имеется в ЦПК, уже не хватает для подготовки экипажей. Поэтому мы в первую очередь начнем работы по модернизации этого объекта.
Затем будем обновлять наш авиационный парк. На самолетах космонавты проходят общекосмическую подготовку, совершают тренировочные полеты на невесомость, а также отрабатывают методики визуально-инструментального наблюдения.
Есть планы по модернизации центрифуги для подготовки экипажей разрабатываемого пилотируемого транспортного корабля нового поколения, а также по созданию единого полигона для подготовки космонавтов к выживанию в различных климатических и географических условиях. Стоит вопрос по модернизации реабилитационной базы ЦПК, поскольку надо повышать качество реабилитационного обслуживания космонавтов и сокращать срок их восстановления после полетов в космос, чтобы они могли быстрее возвращаться к полноценной профессиональной деятельности на земле.
Помимо того, мы думаем о создании комплекса подготовки космонавтов с использованием виртуальной реальности. Например, когда я готовился к первому полету на "шаттле", мы в США проходили тренировки на тренажере виртуальной реальности по использованию "сейфера". Это ранец с 48 микродвигателями, который надевается на американский скафандр при выходе в открытый космос. Это устройство предназначено для возвращения астронавта на космическую станцию в случае, если тот по каким-то причинам отстыковался от поверхности станции.
В целом состояние материально-технической базы ЦПК обеспечивает выполнение задач Федеральной космической программы в части пилотируемых программ.
- Означает ли появление виртуальных тренажеров, в том числе для «сейферов», что в ближайшее время у российских космонавтов появятся новые средства передвижения в космосе?
- Еще в 2008 году, когда я отправлялся в крайний полет, нам рассказывали о разработке нашего российского «сейфера» - ранца для безопасного нахождения в безвоздушном пространстве. В скором времени, я надеюсь, мы его получим. Думаю через год-два. Очень бы хотелось получить такое устройство для работы на внешней поверхности МКС.
- Когда в ЦПК может появиться тренажер пилотируемого транспортного корабля нового поколения?
- Сейчас мы начнем модернизацию центрифуги, на которой будем проводить тренировки по динамическому спуску на перспективном корабле. Плюс к этому, уже идет разработка тренажеров подготовки космонавтов для работы с новым кораблем. Под новые тренажеры мы планируем строительство новых зданий на территории ЦПК. Пока все работы находятся на стадии проектов, но мы уже думаем о перспективах. Я рассчитываю, что мы успеем к первому пилотируемому запуску корабля нового поколения подготовить специалистов.
- Расскажите подробнее о закупках самолетов. Самолеты каких типов нужны ЦПК?
- Необходимые ЦПК самолеты мы внесли в государственный консолидированный заказ. Мы заказали Ил-476, которыми планируем обновить парк самолетов Ил-76. Эти самолеты используются для тренировок космонавтов на невесомость. Пока же два Ил-76 прошли регламент и продолжают использоваться для тренировок.
Заканчивается летный ресурс у имеющихся в нашем авиапарке самолетов Ту-134. Планируем приобрести им на замену один-два Ту-204 в комплектации, обеспечивающей полеты на визуально-инструментальные наблюдения, а также способные выполнять доставку экипажей и сотрудников ЦПК на Байконур и на космодром Восточный. Процесс переговоров по закупке данных самолетов уже завершен. Надеемся, что в ближайшем будущем у нас появятся новые самолеты.
Мы также планируем заменить, как минимум, четыре учебно-тренировочных самолета Як-130, которые придут на замену старым самолетам Л-39 чешского производства. Як-130 сейчас, насколько мне известно, поступают в летные училища и неплохо себя зарекомендовали.
- Вы рассказали о планах расширения гидролаборатории, но имеет ли смысл модернизация такого крупного объекта, учитывая, что пока срок эксплуатации МКС определен странами-участниками только до 2020 года?
- Не до 2020 года, а до 2024 года, как предложили наши американские партнеры. Пока это решение не согласовано, но я надеюсь, что страны-партнеры примут решение о продлении работы станции. Кроме того, мы смотрим на перспективу. Я надеюсь, что в разрабатываемую сейчас Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы внесут пункт о создании национальной российской станции на околоземной или окололунной орбите. В этом случае модернизированная гидролаборатория, с увеличенным резервуаром, с новой монтажной платформой, нам очень понадобится. Сейчас проект обновления этого уникального сооружения находится в работе.
- В прошлом году в ЦПК был продемонстрирован прототип российского робота-космонавта. Планируется ли развивать это направление?
- Мы намерены использовать в своей деятельности все инновационные технологии, все имеющиеся робототехнические средства. Космонавтов, которые уже слетали в космос, имеющих за плечами богатый опыт работы на орбите, мы сейчас привлекаем к сотрудничеству с промышленностью с целью разработки новых технологий. Эта работа ведется ЦПК активно.
- Ходят слухи ухода из отряда космонавтов Сергея Залётина? Соответствует ли эта информация действительности? Почему космонавты уходят из отряда, даже если уже назначены в экипаж и готовятся к полету?
- Каждый космический полет - это тяжелая работа, связанная с риском для жизни и здоровья человека. В ходе многомесячной работы в условиях невесомости вымывается кальций из костей, атрофируются мышцы, происходят изменения в составе крови. После космического полета космонавты тратят длительное время на адаптацию и восстановление здоровья. Ребята ведь не просто уходят без причины. Кто-то уходит по здоровью, кто-то - по иным обстоятельствам. Что касается Сергея Залётина, то он у нас назначен в экипаж, проходит подготовку, никуда уходить не собирается.
- Когда можно ожидать следующего набора в отряд космонавтов?
- В 2012 году прошел первый открытый набор в отряд космонавтов. Это был интересный шаг. Теперь нужно осмотреться, оценить его правильность, не нужно ли что-то подкорректировать в следующий раз. Через два месяца у набора 2012 года состоятся госэкзамены, по итогам которых мы сделаем выводы. Возможно, по следующему набору в отряд космонавтов будем разрабатывать какую-нибудь другую, новую концепцию.
- Каково состояние штата специалистов ЦПК? Нет ли необходимости его увеличивать или, наоборот, сокращать? Как обстоит дело с уровнем подготовки кадров?
- Уровень подготовки специалистов у нас очень высокий. После реорганизации ЦПК из военной структуры в гражданскую Центр понес некоторые потери в квалифицированном персонале, хотя подавляющее число специалистов остались у нас в качестве гражданских сотрудников. Для восполнения потерь мы приняли на работу ряд молодых гражданских специалистов, но уже достаточно квалифицированных в своем деле.
Увеличивать штат ЦПК не планируется. На наш взгляд, с учетом объема стоящих перед Центром задач и перспектив развития отечественной космонавтики, структурный состав ЦПК сейчас близок к оптимальному.
- Планируется ли увеличивать зарплаты у космонавтов, сотрудников ЦПК?
- Спасибо руководству Роскосмоса и правительству, что оценили сложность и риск работы космонавтов. Сейчас зарплаты космонавтов близки к уровням зарплат астронавтов США и Европы. Все в космосе выполняют одинаковую работу с одинаковой степенью риска, и эта работа должна одинаково вознаграждаться. Чтобы стать космонавтом необходимо пройти полуторагодовую общекосмическую подготовку, затем отбор, еще два года специализированной подготовки в группах, потом два с половиной года подготовки в экипаже. Каждый космонавт ежедневно в течение минимум шести лет готовится к полету, а ведь есть такие, которые ждут полета по 8-15 лет. Представляете, какая нагрузка ложится на человека каждый день? Это же спецтренировки, тренировки по выживанию, полеты на самолетах, прыжки с парашютом. Все кто говорит, что космические полеты - это легко, глубоко ошибаются.
- Нет ли у вас идей привлечь иностранные компании, иностранные инвестиции для развития ЦПК?
- Идея развития Звездного городка, которую мы поддерживаем, принадлежит руководителю Роскосмоса Олегу Остапенко. По его мнению, на базе ЦПК и Звездного городка нужно создать глобальный космопарк, посетители которого могли бы сходить в музей национальной космонавтики, поработать на тренажерах космических кораблей, пройти курс экстремального выживания, попутешествовать в космосе на тренажерах виртуальной реальности, пообедать космической пищей. Мы хотим, чтобы космопарк был интересен и взрослым, и детям. Эту красивую идею мы хотим воплотить в жизнь.
- Как вы будете строить отношения с центром пилотируемой космонавтики, который планируется создать при отраслевом институте Роскосмоса – в ЦНИИмаш? Сообщалось, что этот центр может возглавить прежний начальник ЦПК Сергей Крикалёв.
- Это будут 100% самые тесные связи, потому что мы делаем общее государственное дело. Естественно, что мы будем работать сообща.
Интерфакс-АВН: http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=2&nid=338043