Старшее поколение привыкло к героическим полетам в космос, молодежь смотрит на МКС-миссии обыденно, прагматично. За чередой обновляемых задач и батальоном побывавших на орбите мы уже перестаем видеть Человека, удивляться и понимать, откуда эти люди появились, что прошли и пережили.
А ведь среди первых космонавтов были те, кто по-разному, но прошел войну. Как Гагарин - мальчишкой на оккупированной фашистами земле. Как Феоктистов – подростком поставлявший сведения партизанам, расстрелянный оккупантами, но выживший. Как Береговой – единственный непосредственный участник боевых действий, отмеченный высокими боевыми орденами.
Судьба космонавта, которому 13 июля исполнилось 80 лет, вообще отражает все тяготы, взлеты и удары, которые пришлось пережить нашей стране в ХХ веке. Первая мировая война бросила семью Курайтисов из литовского хутора в Рязанскую губернию. Там и рос отец будущего космонавта. Волной жестоких репрессий он был унесен в лагеря. Чтобы жена с малышом Алешей, родившимся под Калугой, не попали в Сибирь, сразу оформили развод. «Враг народа» выживал не один год – но выжил, стал профессором, конструктором...
Мальчик в военно-эвакуационную пору учился в разных школах, диктанты писал валерьянкой вместо чернил. Во избежание новых бед мама дала ему свою фамилию; сама вышла замуж за хорошего человека, появился братик, будущий конструктор. Алексей же поступил в знаменитую «Бауманку», поработал инженером в авиаракетном НИИ-1, стал аспирантом в МФТИ. И четверть века трудился на предприятии, которым руководил С.П. Королёв. Занимался ручным управлением кораблей, системными задачами. Без разрешения главного конструктора прошел медкомиссию и был готов лететь в космос, но получил жесткий нагоняй. Правда, позже был взят на подготовку. Как характеризовал его Юрий Гагарин, «к нам много приходит инженеров с предприятий, но никого так ребята не уважают, как Елисеева. Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться. Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию».
Его взяли в экипаж, но товарищ по первой в мире - и не состоявшейся - стыковке Владимир Комаров погиб. Полетел Елисеев в 1969 году, участвовал в стыковке двух кораблей и переходе из одного в другой по поверхности «Союзов». Привез первую космическую почту.
Второй раз полетел в том же году - и опять с Владимиром Шаталовым. Три корабля, три экипажа. Из-за радиопомех не получилась стыковка. Третий полет - через три года. Миссия оказалась недовыполненной: на станцию «Салют-1» так экипаж и не попал.
Как пишет сам космонавт № 15 в книге «Жизнь - капля в море», его всегда тянуло к делам, которые приносят ощутимые результаты. Пока же таковых не наблюдалось. Елисеев перешел в ЦУП руководить полетами. Теперь уже не надо было искусственно уменьшать свой рост, стягиваясь ремнями или сжимая позвонки тяжестями, чтобы влезть в скафандр или в ложемент. На счету зама Генерального конструктора РКК «Энергия» - три десятка миссий, включая сложные и даже аварийные - при взрыве двигателя, посадках кораблей в озеро, на отвесный склон горы.
Шел сеанс связи с «Салютом», а обстановка была сложной не только по техническим причинам, но и в связи с взаимоотношениями в экипаже. Да еще возникла угроза пожара. Вспоминает конструктор Вадим Кравец: «Тогда как коллеги и экипаж предлагали отвести корабль от станции, Алексей методично, спокойно зачитывал Владиславу Волкову инструкцию о способах выявления очага задымления и мерах противодействия пожару.
Успокаивая товарища, тем не менее подчеркнул необходимость расчетливых действий: «Станцию строили-готовили три года, а получится, что проработали вы на ней всего три дня».
И вновь - поиск деятельного приложения сил. На заре перестройки доктор наук был назначен ректором родной «Бауманки». Сколько пришлось испытать… Мягко говоря, недружелюбия, неприязни, конфронтации, «парт-наскоков». Пытался приблизить образование к промышленности и делам предприятий, ввести четкую специализацию инженерной подготовки. Через правительство провел реформу «своего» вуза. И - ушел…
Депутатствовал, руководил международными коммерческими проектами. Написал первую суперинструкцию – книгу «Техника космических полетов».
Алексей Станиславович считает: все, чего достигла ныне космонавтика, создано на базе достижений 60-х годов. К тому же тогда огромный интерес к космосу служил мощным стимулом для развития техники. Еще в 2002 году он прогнозировал: и американцы на МКС попадут в зависимость от нас. Но в ближайшее десятилетие никаких крупных изменений к лучшему не ожидал. Так и вышло...
Его отличают четкое выражение мыли, корректность, умение оставаться в тени - и редкая способность принимать точные решения.
«Время от времени передо мной вставал вопрос выбора того или иного пути, - отмечает Елисеев. - В такие моменты я старался, насколько возможно, гасить в себе эмоции и выбирать то решение, за которое потом не буду себя ругать. Я не уверен, что мой выбор всегда был правильным, но я так жил. Наверное, стремление жить активно - главное, что мне удалось приобрести в молодости, и за это мне следует благодарить судьбу...»
Сердечно поздравляем юбиляра! Всех радостей и благ!