Новости

Космонавт Олег Новицкий: «Хочу сохранить образ Гагарина из детства»

28 августа 2014

Олег Викторович Новицкий – космонавт отряда космонавтов Роскосмоса, участник экспедиции МКС-33/34, командир космического корабля «Союз ТМА-06М», старт которого был осуществлен 23 октября 2012 года с космодрома Байконур на Международную космическую станцию. Олег Новицкий провел в космосе около пяти месяцев в команде с космонавтом Роскосмоса Евгением Тарелкиным и астронавтом НАСА Кевином Фордом.

В космонавтику Олег Викторович пришел, как говорится, «из кабины самолета», будучи военным летчиком 2-го класса. За его плечами – 10 лет службы на должностях летчика, старшего летчика и командира эскадрильи штурмового авиаполка. Освоил самолеты Л-39 и Су-25. Общий налет составляет около 700 часов.

В 2006 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина по специальности «Управление воинскими частями и соединениями Военно-воздушных сил». С февраля 2007 года по июль 2009 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А. Гагарина, которую завершил, сдав все экзамены с оценкой «отлично», после чего был назначен на должность космонавта-испытателя.

В 2010 году Олегу Новицкому присвоили звание полковника. Летом 2012-го он был уволен в запас.

Олег Викторович, Вам часто доводится общаться с юным поколением – со школьниками, студентами?

– Вообще, это неотъемлемая часть нашей работы – рассказывать молодежи об истории и достижениях советской и российской космонавтики, о тех задачах, которые сейчас выполняют космонавты, находясь на орбите.

– Весной Вы посещали ЮУрГУ (Южно-Уральский государственный университет), выступали перед учащимися аэрокосмического факультета. Что привело Вас в Челябинск?

– Дело в том, что в вашем городе живет один мой хороший друг. Он и пригласил меня. Во время моего пребывания в Челябинске я не мог не принять участие во встрече со студентами.

– Что нужно сегодня, чтобы стать космонавтом?

– Для начала – зайти на сайт Центра подготовки космонавтов. Там вы найдете критерии отбора и требования к кандидатам в космонавты, перечни личных и медицинских документов, предоставляемых претендентами.

Причем набор в отряды проводится не каждый год, а раз в три–четыре года, иногда и в пять лет. К основным требованиям можно отнести высшее образование, отменное здоровье. В год космонавты проходят четыре медкомиссии. На основную уходит недели две. И у всех своя определенная методика подготовки к обследованию.

– А Вы сами мечтали полететь в космос еще с детства?

– В прямом смысле, наверное, нет. Меня всегда притягивало это темное ночное небо. Еще ребенком смотрел и думал, что там... И возникло желание узнать это.

А возможность (стать космонавтом) у меня появилась, когда уже заканчивал Военно-воздушную академию. Узнал, что в этот год проводят отбор в Центре подготовки космонавтов, написал рапорт и стал проходить медкомиссию.

Вид нашей Земли из космоса завораживает, захватывает, испытываешь восхищение от того, что нет границ. Все общее и все принадлежит человечеству. Это меняет мировоззрение, отношение к нашей планете, природе.

– Что скажете о Гагарине («Гагарин. Первый в космосе»)? Как Вам недавний фильм о нем?

– Честно говоря, фильм специально не стал смотреть. Хочу, чтобы в памяти сохранился образ Юрия Алексеевича из детства, а не лицо актера. Поэтому и судить не могу, насколько реалистично все показано в этом кино.

– Глобальный вопрос: какова основная задача российской космонавтики на сегодняшний день?

– В первую очередь держать статус  космической державы, выполняя необходимую работу на борту (станции) достойно.

Наш экипаж провел порядка 50 различных экспериментов. В программу полета входило выполнение разных работ по обслуживанию станции, ее дооснащению.

Мы даем много информации нашим ученым, медикам, и все эти опыты, надеюсь, находят потом применение. Иногда мы можем даже не знать всю суть эксперимента, в котором участвуем. Занимаемся какой-то одной его частью, которая должна проводиться именно в космосе. Много научной работы еще ведется на Земле – до полета и после него.

– Не могли бы Вы рассказать про один из главных экспериментов, который проводили в космосе?

– У нас нет главных. Их очень много, и все крайне важны.

– Ну, в качестве примера?

– Допустим, мы выполняем очень много работ, связанных с мониторингом Земли для наших рыбаков-промысловиков, а также наших медиков. К примеру, снимаем данные с самих себя. Это позволяет определить, как радиация влияет на состояние костей человека или какое воздействие оказывает невесомость на человеческий организм.

– А хобби у космонавтов есть?

– У всех разные. Мы ведь такие же нормальные люди (улыбается). Я люблю охотиться, люблю путешествовать, встречаться с друзьями.

– Расскажите об этапах подготовки космонавтов.

– В программу входит специальная парашютная подготовка космонавтов (СППК). Необходимо не только совершать прыжки, но и научиться сохранять в воздухе устойчивое положение, выполнять учебные задачи прямо в режиме свободного падения. Само задание ты узнаешь уже в процессе прыжка. Свои ответы, решения надиктовываешь на специальный микрофон прямо в полете. Потом специалисты прослушивают запись и оценивают, насколько ты справился с поставленной задачей.

Также космонавтам необходимо проходить тренировки по выживанию на воде и в пустынной местности. В процессе таких тренировок проверяется умение выжить в суровых условиях.

Есть тренировки, на которых искусственно создается кратковременная невесомость, длительность которой составляет порядка 25 секунд. Для ее воспроизведения используется самолет-лаборатория ИЛ-76 МДК. Еще до полета мы учимся двигаться в условиях невесомости, перемещаться от борта к борту, снимать и надевать скафандр и выполнять другие задачи.

Еще все космонавты занимаются на специальных тренажерах в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.

Все космонавты сдают обязательную теоретическую часть – в форме экзамена, по билетам. По пять–шесть вопросов в каждом. В зале, где проходит экзамен, находится около 80 специалистов, и каждый может задать тебе любой вопрос по своей дисциплине – уже не из билета.

К полету допускаются далеко не все.

Космонавты разных национальностей работают вместе. Как вам удается найти общий язык?

– Официальный язык на космической станции – английский, но говорят все на смеси двух языков. Мы, космонавты, в процессе подготовки к полету учим английский язык. Астронавтам, в свою очередь, преподают русский.

Источник: Пресс-служба ЦПК, интернет-издание "cheldiplom.ru" (http://cheldiplom.ru/text/charisma/836325.html)