- Юрий Валентинович, когда Вас назначили на должность начальника ЦПК, Вы анонсировали крупную модернизацию учебно-тренировочной базы Центра, в частности, ремонт уникальной гидролаборатории? Удается ли реализовать на практике эти планы?
- Да, гидролаборатория встала на ремонт. Для её обновления мы выбрали период, когда у нас наступил перерыв в подготовке космонавтов к внекорабельной деятельности. Мы долго ждали этого момента и рассчитываем провести полную модернизацию и переоснащение нашей уникальной тренировочной базы - гидролаборатории. У нас появится новая монтажная платформа и механизм её перемещения, много другой новой техники.
- Удалось ли внести в консолидированный государственный заказ новые самолеты для нужд ЦПК?
- Да. Сейчас космонавты проходят летную подготовку на старых чехословацких самолетах L-39. Мы планируем перейти на новую отечественную технику. Нам удалось включить в государственный консолидированный заказ четыре Як-130 и надеемся, что они поступят в наш авиаотряд уже в ближайшем будущем.
Также мы планируем закупить два магистральных самолета Ту-204-300, которые будут обеспечивать задачи доставки опергруппы и космонавтов на космодром Восточный и их возвращение после посадки. Ту-204-300 – это очень надежный отечественный самолет. Он способен обеспечить беспосадочный перелет из Москвы на космодром Восточный. Заказ находится на конечном этапе оформления. И в Минфине, и в Минэкономразвития мы все детали уже согласовали, ожидаем постановления правительства.
- Когда планируете получить новые самолеты?
- В графике поставок наши самолеты стоят на 4-й квартал 2015 года. Пред этим летчики авиаотряда ЦПК пройдут переподготовку на Ту-204, и когда мы будем получать самолеты, экипажи у нас будут готовы к полетам на них в любых условиях.
- На какой стадии реализации находится идея создания в Звездном городке космопарка? Остались ли у Вас еще такие планы?
- Планы такие остались. Нашу идею о создании на базе ЦПК и Звездного городка Национального музея космонавтики и космического парка поддерживает губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев. Уже готова концепция, имеются предварительные чертежи, которые мы хотим показать на ближайших встречах с руководством. Звездный городок – это единственный подобный городок в мире, в котором зарождалась пилотируемая космонавтика, поэтому мы планируем развивать данное направление. Мы хотим, чтобы и взрослые, и дети могли бы приезжать в музей и космопарк, проходить образовательные программы на тренажерах, опускаться на дно гидролаборатории, совершать полеты на невесомость на нашем самолете-лаборатории. Наш проект направлен на популяризацию отечественной космонавтики, и я надеюсь, что после его реализации в космическую промышленность пойдет молодежь.
- Озвучивалась информация о возможном возвращении в ЦПК военнослужащих? Как этот вопрос решается?
- Планов возвращать космонавтам погоны пока нет, просто озвучивалась эта проблема. Даже не я озвучивал, а озвучивали на высоком уровне, потому что вопрос состоит не только в военной составляющей. Дело в том, что у нас военные вузы готовят очень высококвалифицированных специалистов и когда мы были воинской частью, мы набирали отличников из Можайского училища, с других военных вузов. Ребят вели со второго курса. Попасть служить в Звездный городок было очень трудно, потому что мы действительно отбирали профессионалов: летчиков, водолазов, преподавателей, инструкторов, кандидатов в отряд космонавтов. Когда мы перешли на гражданские «рельсы», у многих военнослужащих не хватало выслуги, необходимой для получения квартир или выхода на пенсию, поэтому они продолжили службу в рядах Вооруженных сил, покинули ЦПК. Тяжеловато было, да. В этой связи вопрос о военнослужащих и задавался, прорабатывался, но никто не собирается опять возвращать ЦПК в ведение Минобороны.
- Речь идет о прикомандировании военнослужащих?
- Да, именно вопрос прикомандирования военнослужащих. Этот вопрос и прорабатывался на высоком уровне. Это даже не наша инициатива.