"Тарханы" — позывной командира корабля "Союз ТМА-14М" Александра Самокутяева. Через неделю он поведет к старту свою команду: Барри Уилмора и Елену Серову — четвертую женщину-космонавта в отечественной истории. На Байконуре готовится к запуску ракета "Союз" и одноименный корабль. Это будет 40-й полет по маршруту Земля-МКС. Старт 26 сентября.
Предстартовая подготовка на космодроме Байконур — финишная прямая для космонавтов. Когда до старта считанные дни, вроде, и волнение уходит, но оно и возрастает — многолетняя мечта, многолетний труд вот-вот воплотятся в космический полет. И он для каждого члена экипажа особенно важен.
Они вместе готовились два года, чтобы отправиться на 170 дней в космическую экспедицию.
"Как командир я несу ответственность за всю миссию. И мне особенно приятно, что Елена, можно сказать, мой ученик. И как учитель я надеюсь на хороший результат", — признается командир экипажа корабля "Союз ТМА-14М" Александр Самокутяев.
Проверка скафандров на герметичность и небольшие доработки, чтобы в полете было комфортно.
"У меня зеркало только одно положено? С какой целью спрашиваю, у меня здесь укладки будут, и чтобы посмотреть командира, мне будет неудобно. Вот сюда", — говорит бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-14М" Елена Серова.
На плечах бортинженера Елены Серовой — двойная ответственность. Первый полет для любого космонавта — волнение. А она — первая россиянка, первая русская женщина за 17 лет, которой удалось дойти до финишной прямой.
"Для меня этот старт, конечно же, особенный, потому что это первый мой старт, я, безусловно, надеюсь, что он будет не последним, и, конечно же, хотелось бы воодушевить всех тех, кто идет следом за нами, чтобы они следовали за нами, чтобы они могли гордиться нами, мы будем делать все возможное для этого", — обещает Елена Серова.
Семь лет подготовки. Семь лет постоянного напряжения и далеко не женских испытаний. Она давно хотела доказать: на борту космического корабля — есть место русской женщине.
Космический корабль Союз-ТМА-14М, он еще пока не под обтекателем, и его можно увидеть таким, каким он будет выведен на орбиту, впускаемый аппарат, в котором сейчас космонавты примеряют в скафандрах корабль. Около этого иллюминатора находится Елена Серова, именно через него она увидит Землю из космоса.
Можно сказать, ей повезло. Во всех этапах ее подготовки рядом был верный супруг Марк Серов — инженер и испытатель. Увлеченные одной идеей люди нашли друг друга, и все это время помогали, поддерживали. Марк и сейчас рядом с Леной.
"Я слежу за судьбой этого корабля практически с самого его рождения, есть здесь чуточку моего, ну и, естественно, супруга летит, передаю ее экипажу!" — говорит Марк Серов, инженер-испытатель РКК "Энергия".
"Ручку достал, эти выдвинул? Сами все сделали, поставил на место, разобрались, все работает", — проверяет командир экипажа.
Каждый космический полет — испытание людей и техники. Космические корабли дорабатываются, предыдущая машина всегда отличается от следующей. Этот "Союз ТМА-14М" особенный. Конструкторы доработали ручку управления движением корабля, изменили ее, улучшали эргономику для более точной работы командира в момент причаливания к станции.
"Ручка управления — это на командирском рабочем месте, левая ручка командира, она управляет движениями корабля, перемещениями центра масс в пространстве, это важная ручка, она нужная для того, чтобы сближаться с орбитальной станцией, она помогает ручке управления ориентацией", — объясняет Марк Серов.
А еще пришлось поработать с балансировкой корабля. Вес в космической технике играет огромную роль. И хрупкая Елена не совсем вписывалась в весовые категории мужского экипажа.
"Лена оказалась легче других членов экипажа, и для балансировки ребята тут с укладкой грузов немного поработали. Это важно с точки зрения баллистики, прежде всего аэробаллистики самого спускаемого аппарата, когда он движется в атмосфере, там большую роль играет балансировка", — говорит Марк Серов.
Марк — разработчик новой перспективной транспортной системы, ПТС. Так сокращенно называют будущий космический корабль. Как инженер, и человек, который сам мечтает о космосе, он желает, чтобы этот экипаж слетал и на новом корабле.
Для Александра Самокутяева — это тоже испытательный полет, первый на цифровой машине. В прошлую космическую экспедицию, 3 года назад, он летал на предыдущей модификации корабля, в этот раз испытывает новый "Союз" — ТМА-М, цифровой.
"Внешне он ничем не отличается, но внутренне он немного поменялся: начинка, математика другая, мы же не стоим на месте, как-то что-то развивается. У нас любой летчик, он начинает с того, что просто мечтает быть летчиком, потом он начинает мечтать быть хорошим летчиком, потом мечтает быть летчиком-испытателем, так и космонавты. Что-то новое всегда манит — это наш адреналин", — делится Александр Самокутяев.
Барри Уилмор — бортинженер номер два. Рассказывает, что в детстве был слабым и болезненным. Однако мечта — полететь в космос сделала из него не только спортсмена, он — легенда в школе американского футбола. Самый титулованный пилот палубной авиации. Сегодня он с гордостью говорит о своем российском экипаже.
"Наш международный экипаж — очень работоспособный Я очень рад возможности полета в таком экипаже", — признается Барри Уилмор, бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-14М".
Все время подготовки Барри учит русский язык, дается не без труда. Однако, позывной "Тархан 3" — так в космосе будут обращаться к астронавту НАСА — выучил. Чтобы соответствовать позывному своего командира, обещал еще выучить стихи Лермонтова. Именно в Тарханах – музей-заповедник русского поэта.
Первая из трех русских женщин, побывавших в космосе, Валентина Терешкова, имела позывной — "Чайка". Ко всем остальным позывной экипажа переходит от командира корабля. В радиосвязи с Землей Елена Серова будет "Тархан-2", она — бортинженер "Союза". Однако при возможности взяла бы себе и свой личный позывной.
"Для меня позывной был бы "Феникс", а так, у нас позывной, позывной командира – "Тарханы", так положено", — объясняет Елена.
Перед полетом — все по инструкции. И хотя возвращение на землю только через полгода, уже сейчас отрабатывают циклограмму спуска.
"Ребята, слушайте, как взведется до замков, чтобы я записал давление", — говорит Владимир Титов, инженер — испытатель НПП "Звезда".
Сейчас корабль "Союз" еще на Земле, но по программе — будто в автономном полете. Специалисты Научно-производственного предприятия "Звезда" отрабатывают возвращение космонавтов. При помощи пневматического пульта взводят кресла "Казбек" — те, что предохраняют позвоночник космонавта от кинетической нагрузки при посадке.
"При ударе о землю большие перегрузки, очень страдает позвоночник, они же и для того, чтобы погасить силу удара, кресла взводятся, и мы сейчас имитировали это, проверить, что у нас кресла взводятся и амортизатор сам герметичный, мы его проверили, что у нас все работать и теперь можно лететь", — объясняет Владимир Титов.
Старт экипажа — в ночь на 26 сентября. В этот раз индикатор невесомости подбирала Елена. Олимпийский заяц — игрушка дочери и подарок японских специалистов. После 520 секунд полета он возвестит экипажу о начале невесомости. Впереди — 170 рабочих дней на орбите и почти 50 научных экспериментов. Будут и приятные сюрпризы на борту, о которых пока Земле ничего не сообщают.