ТКГ «Прогресс» (11Ф615А15) был разработан в 1970-х годах в НПО «Энергия» на базе пилотируемого корабля 7К-Т «Союз» (11Ф615А8) для доставки грузов, научного оборудования, топлива и расходуемых материалов на долговременные орбитальные станции ДОС с целью обеспечения деятельности экипажа и функционирования бортовых систем станции. Запуск и стыковка ТКГ с ДОС осуществлялась в автоматическом режиме. Спускаемого аппарата корабль не имел. После выполнения программы полета он сходил с орбиты и разрушался в плотных слоях атмосферы.
Общая масса ТКГ составляла около 7000 кг, длина - 7.92 м, максимальный диаметр - 2.72 м, общая масса грузов, доставляемых на станцию, - 2100-2500 кг. ТКГ «Прогресс» состоял из трех отсеков: грузового (ГО), отсека компонентов дозаправки (ОКД) и приборно-агрегатного (ПАО).
Герметичный грузовой отсек имел диаметр 2.2 м, длину с активным СУ - 3.15 м, объем по гермокорпусу - 6.6 м3. В нем размещались доставляемые на станцию сухие грузы, оборудование, продукты питания и вода (всего до 1300 кг). После разгрузки отсек заполнялся контейнерами с отходами и отработавшим оборудованием.
Отсек компонентов дозаправки (1.7 м в длину) был негерметичен и располагался между ГО и ПАО корабля. Конструктивно ОКД был выполнен в виде двух усеченных конических оболочек с максимальным диаметром 2.1 м. В нем устанавливалось два бака с окислителем и два бака с горючим (всего 850 кг топлива), баллоны с азотом и воздухом, агрегаты и системы дозаправки. Все жидкости перекачивались на борт ОС по специальным трубопроводам через стыковочный узел.
ПАО состоял из переходного (ПхО), приборного (ПО) и агрегатного (АО) отсеков, имел максимальный диаметр 2.72 м, длину 3.1 м и предназначался для размещения аппаратуры и агрегатов систем корабля. ПхО и АО были аналогичны соответствующим отсекам корабля 7К-Т(11Ф615А8), за исключением того, что на «Прогрессе» устанавливался только один комплект (8 шт.) двигателей ориентации тягой по 1.5 кгс каждый. В АО была размещена корректирующе-тормозная двигательная установка КТДУ-35 тягой 417 кгс и 14 двигателей причаливания и ориентации (ДПО) тягой по 10 кгс. Топливом для КТДУ-35 служили несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и азотная кислота (АК-27И). ДПО и ДО работали на перекиси водорода.
Герметичный ПО корабля «Прогресс» был в два раза больше по объему, чем у ТК «Союз». В нем размещались приборы и аппаратура систем: ориентации и управления движением корабля, сближения и стыковки («Игла»), радиосвязи, телеметрии, электропитания и блоки автоматики перекачки топлива.
Ресурс ТКГ ограничивался емкостью аккумуляторных батарей и был рассчитан на автономный полет до 4 суток и до 60 суток в составе комплекса. Всего было 43 запуска кораблей «Прогресс», и все успешные.
|
|