В Центре подготовки космонавтов состоялась послеполётная пресс-конференция экипажа 42/43-й длительной экспедиции на МКС в составе космонавта Роскосмоса Антона Шкаплерова, астронавта ЕКА Саманты Кристофоретти и астронавта НАСА Терри Вёртса. Экипаж благополучно вернулся на Землю 11 июня 2015 года после 199–суточного полёта.
Представители средств массовой информации поздравили экипаж с успешным завершением космического полёта и благополучным возвращением на Землю. Космонавты, в свою очередь, поделились впечатлениями о продолжительном полёте, рассказали о научных экспериментах, проведенных на борту МКС.
По словам Антона Шкаплерова, для которого это был уже второй полёт, так же как и для Терри Вёртса, за последние два с половиной года станция внешне не претерпела практически никаких изменений, но, безусловно, она стала другой внутри. «Появилось много нового научного оборудования, что позволило увеличить количество проводимых экспериментов и сделать их более разнообразными, – уточнил космонавт. – Станция живёт и работает».
Американский астронавт также отметил, что теперь на МКС появилось больше возможности сосредоточиться на научной работе.
Итальянка Саманта Кристофоретти, для которой этот полёт был первым, рассказала о самом необыкновенном ощущении на орбите – чувстве невесомости. «Я стала сразу чувствовать себя комфортно. Это очень приятное ощущение, и я не переставала ему удивляться почти 200 суток нашей экспедиции», – сказала астронавт.
При этом Т. Вёртс рассказал, что на него неизгладимое впечатление произвела посадка.
Если взять научные программы всех трёх членов экипажа, то за 199 суток А. Шкаплеров., С. Кристофоретти и Т. Вёртс провели порядка 200 экспериментов. При этом российский космонавт, который за это время выполнил около 50 различных исследований, особо выделили эксперимент «Визир», который, в частности, связан с автоматическим определением географических координат центральных точек фотоснимков земной поверхности. С. Кристофоретти отметила исследования, связанные с физиологическими особенностями человека, в том числе с кровообращением, а Т. Вёртс выделил в своей научной программе эксперимент по разработке лекарственных средств.
Несмотря на то, что у экипажа появился дополнительный месяц работы на МКС, его никак нельзя назвать лишним или свободным. «Мы работали как ударники», – сказал Т. Вёртс.
«Работа не останавливалась ни на день, мы продолжали выполнять все запланированные научные эксперименты», – поддержал коллегу А. Шкаплеров. В то же время, ещё один месяц полёта позволил экипажу дополнительно пофотографировать и проводить больше времени вместе. Как рассказали участники экспедиции, у каждого из них был очень плотный график, и собираться всем вместе в течение рабочей недели практически не получалось. «У нас всех своё расписание, встречаемся в основным на выходных, во время совместного ужина, – сказал А. Шкаплеров. – Но на Новый год мы все вместе даже посмотрели “Иронию судьбы, или с легким паром!”».