Сегодня утром в Центре подготовки космонавтов основной и дублирующий экипажи МКС-45/46/ЭП-18 приступили к сдаче экзаменационных комплексных тренировок. Перед началом «выпускных экзаменов» экипажи вытащили билеты с перечислением нештатных ситуаций, которые возможны во время тренировочного «полёта» на транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз ТМА-М» и Международной космической станции. С содержанием билета экипаж не знаком. На экзаменационной тренировке космонавты и астронавты, выполняя этапы программы полёта, сталкиваются с нештатной ситуацией, определяют порядок действий по её ликвидации и приступают к их выполнению.
Основному экипажу (Сергей Волков, Андреас Могенсен и Айдын Аимбетов) в ходе отработки операций типового «космического дня» на тренажёре российского сегмента МКС пришлось столкнуться со следующими «проблемами в работе» систем станции:
- отсутствием связи между российским и американским сегментами МКС;
- отказом электролизного клапана в системе кислородообеспечения «Электрон»;
- сбоем в работе ассенизационно-санитарного устройства;
- отказом блока размножения интерфейсов;
- ликвидируемым пожаром на РС МКС с восстановлением атмосферы.
В это время дублирующий экипаж в составе российских космонавтов Олега Скрипочки, Сергея Прокопьева и французского астронавта Тома Песке отрабатывал режимы полёта на корабле «Союз ТМА-М» (выведение, автономный орбитальный полёт, сближение и стыковка с МКС; расстыковка и спуск с орбиты). В циклограмму тренировочного «полёта» инструкторы ввели ряд нештатных ситуаций, которые содержались в экзаменационном билете:
- отказ основного комплекта средств связи;
- переход на двухсуточную схему сближения;
- отказ системы сближения «Курс» и переход на ручное сближение ТПК «Союз ТМА-М» с МКС;
- отказ датчика касания во время стыковки; выполнение ручного стягивания ТПК «Союз ТМА-М» и МКС;
- незакрытие клапана сброса давления из бытового отсека (БО) с последующей разгерметизацией отсека при проверке герметичности люка между спускаемым аппаратом и БО перед расстыковкой;
- отказ бортовой вычислительной системы на этапе расстыковки;
- отказ блока датчиков угловых скоростей после разделения спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека.
Профессионализм, прочные теоретические знания и практические навыки, слаженность и правильность работы космонавтов и астронавтов подтвердили их готовность к выполнению космического полёта. По итогам первого дня комплексных экзаменационных тренировок действия экипажей были оценены комиссией на «отлично».
Завтра экипажам предстоит продолжение двухдневной «сессии»: Сергей Волков, Андреас Могенсен и Айдын Аимбетов пройдут комплексную экзаменационную тренировку на тренажёре ТПК «Союз ТМА-М», а Олег Скрипочка, Тома Песке и Сергей Прокопьев будут работать на тренажёре российского сегмента МКС.