Базовый блок 17КС №12701 был предназначен для обеспечения деятельности экипажа численностью до шести человек и управления комплексом «Мир» с изменяющейся конфигурацией.
Основные функции ББ:
Головным разработчиком комплекса «Мир» было НПО «Энергия», разработчиком Базового блока и модулей станции - КБ «Салют», их основными изготовителями - Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева и Завод экспериментального машиностроения.
Стартовая масса ББ составила 20900 кг; длина по корпусу - 13.13 м, максимальный диаметр - 4.35 м, объем герметичных отсеков - 90 м3, свободный объем - 76 м3. ББ конструктивно состоял из четырех отсеков: трех герметичных - переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и переходной камеры (ПрК), а также негерметичного агрегатного отсека (АО).
Переходный отсек был предназначен для стыковки четырех целевых модулей и перехода в них членов экипажа. Он также мог выполнять функции шлюзового отсека при выходе в открытый космос, для чего на нем был установлен клапан сброса давления. Длина ПхО - 2.78 м, герметичный объем - 6.85 м3. На сферической части ПхО были установлены пять пассивных стыковочных агрегатов (один осевой и четыре боковых). На осевом и одном боковом стыковочных узлах имелись приемные конусы, на трех остальных боковых узлах - крышки. Транспортные корабли и модули должны были стыковаться к осевому узлу. Для перестыковки модулей на боковые узлы на ПхО были установлены два гнезда для захвата манипулятором автоматической системы перестыковки (АСПр).
На наружной поверхности ПхО были установлены кронштейны, на которых крепились поручни, антенны системы автоматического сближения и стыковки «Курс», стыковочные мишени, телекамера, бортовые огни. Наружная поверхность отсека была закрыта экранно-вакуумная теплоизоляция. В ПхО имелось четыре иллюминатора.
Рабочий отсек предназначался для размещения основной части бортовых систем и оборудования ББ для жизни и работы экипажа. Общая длина РО - 7.7 м, максимальный диаметр - 4.15 м, герметичный объем -75.0 м3. Панели интерьера отделяли жилую зону от приборной, а также от корпуса РО. В РО имелось девять иллюминаторов, один из которых (№ 9) имел диаметр 50 см. Два иллюминатора стояли в индивидуальных каютах по правому и левому борту.
В зоне малого диаметра РО находился центральный пост управления станцией «Плутон». Здесь же было предусмотрено место для монтажа аппаратуры телеоператорного режима управления (ТОРУ). В зоне большого диаметра РО имелись две персональные каюты (объемом 1.2 м3 каждая), санитарный отсек (объемом 1.2 м3) с умывальником и ассенизационным устройством, кухня с холодильником-морозильником, рабочий стол со средствами фиксации и средствами подогрева пищи, емкость для хранения воды (объемом 50 л) и блок ее раздачи, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений (велоэргометр и бегущая дорожка), устройство для измерения массы тела в невесомости. В полу большого диаметра РО имелась шлюзовая камера для отделения контейнеров с отходами и малых КА.
По бокам и в верхней части малого диаметра РО имелись три ниши, в которых были установлены приводы СБ. На боковых приводах крепились две основные панели СБ с размахом 29.73 м и общей площадью 76 м2. На верхнем приводе крепилась раскладываемая доставляемая солнечная батарея длиной 10.6 м. Максимальная выходная мощность двух основных и монтируемой СБ -12.2 кВт. На цилиндрических частях были установлены радиаторы, которые выполняли также функции противометеоритных экранов. На внешней поверхности РО были сделаны поручни. Кроме того, снаружи малого диаметра РО были установлены датчики ориентации по Солнцу и Земле системы управления движением (СУД), датчики системы ориентации СБ, астроблоки, антенны радиотелеметрической системы. На концах солнечных батарей были установлены антенны системы «Курс», системы управления и связи, телеантенна, бортовые огни. Снаружи корпус РО закрывался экранно-вакуумной теплоизоляцией.
Переходная камера предназначалась для обеспечения стыковки транспортных кораблей и модуля 37КЭ. ПрК имела диаметр 2.0 м и длину 2.34 м. Внутренний объем - 7.0 м3. ПрК была снабжена одним пассивным стыковочным агрегатом системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП), расположенным по продольной оси ББ. Для внешнего наблюдения в ПрК имелся один иллюминатор, а снаружи была закреплена телекамера.
Агрегатный отсек имел цилиндрическую форму с максимальным внешним диаметром 4.15 м и окружал собой переходную камеру. АО предназначался для размещения агрегатов объединенной двигательной установки (ОДУ). ОДУ включала в себя два корректирующих двигателя тягой по 315 кгс и 32 двигателя ориентации с тягой по 13.3 кгс для каналов тангажа, рысканья и крена. Двигатели ориентации были сгруппированы в четыре блока по восемь двигателей в каждом. В состав ОДУ также входили четыре бака (вмещали до 558 кг окислителя АТ и 302 кг горючего НДМГ); восемь баллонов со сжатым азотом (масса заправки азотом 37 кг). Баки ОДУ ББ могли дозаправляться топливом из грузовых кораблей «Прогресс» со стороны АО и ПхО.
Снаружи на заднем шпангоуте АО была закреплена штанга с антенной системы «Антарес». Кроме того, на корпусе АО стояли антенны системы «Курс», радиотехнической системы управления и связи, телевизионной системы, системы телефонно-телеграфной связи, аппаратуры радиоконтроля орбиты. На АО были закреплены датчики ориентации по Солнцу и датчики системы ориентации СБ, бортовые огни, поручни.
При запуске ПхО и малый диаметр РО со сложенными СБ были закрыты головным обтекателем (ГО). На двух кронштейнах (коробах) крепления ГО по левому и правому борту уже в ходе полета станции были смонтированы телескопические грузовые стрелы.
|
|