Исследовательский модуль «Природа»

Научно-исследовательский модуль «При­рода» (77КСИ №17401, ЦМ-И) был запущен 23 апреля 1996 г. в 14:48:50 ДМВ с пусковой установки 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой «Протон-К». 26 апреля в 15:42:32 ДМВ (12:42:32 UTC) модуль причалил к осевому узлу ПхО. 27 апреля была выполнена его перестыковка на левый боковой узел ПхО.

Основное назначение «Природы» - иссле­дование поверхности и атмосферы Земли, ат­мосферы в непосредственной близости от «Мира», влияния космического излучения на организм человека и поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получение в условиях неве­сомости особо чистых лекарственных препа­ратов. Кроме того, модуль использовался для доставки на «Мир» грузов, а топливо, остав­шееся в баках после стыковки, - для коррек­ций орбиты станции и изменения ориентации.

Длина модуля по корпусу - 11.55 м, мак­симальный диаметр - 4.10 м, объем герметичного корпуса - 65 м3. Стартовая масса с головным обтекателем и проставкой - 23500 кг, масса модуля на орбите после отделения от РН- 19340 кг.

Герметичный приборно-грузовой отсек (ПГО) - основа конструкции модуля «Приро­да» - служил для размещения служебных си­стем, научной аппаратуры, доставляемых грузов. Герметичный корпус ПГО имел максимальный диаметр - 4.10м, минимальный - 2.90 м, длину - 8.86 м, объем - 65 м3. Внутри был установлен каркас интерьера, на кото­ром размещались блоки служебных систем и научной аппаратуры.

ПГО был условно разделен на три секции: ПГО-1, ПГО-2 и ПГО-3. Первым после стыко­вочного узла «Природы» шел ПГО-2, состояв­ший из двух обечаек в виде усеченных кону­сов, соединенных большими диаметрами. В нем размещались в основном приборы и аг­регаты системы станционного борта. Под па­нелями «пола» и «стен» в районе конической обечайки располагались контейнеры с аме­риканской научной аппаратурой для экспери­ментов в области микрогравитации, фунда­ментальной биологии, науки о космосе, для изучения сердечно-сосудистой деятельности, для снижения риска будущих космических разработок (общая масса - 935.5 кг). По ле­вому борту ПГО-2 был пост управления фран­цузским аэрозольным лидаром «Алиса».

За ПГО-2 шел цилиндрический ПГО-1 диа­метром 2.90 м, где размещались приборы и агрегаты систем модуля. Под «полом» стояли буферные ба­тареи, а над ними - рама со 160 литиевыми батареями суммарной емкостью 6720 А-ч, обеспечивавшими электропитание модуля на этапе ав­тономного полета. После стыковки с «Миром» литиевые батареи были демонти­рованы и загружены в «Про­гресс М-31» для утилизации. Дальше находились блоки электрофоретической уста­новки «Ручей-2». За боковы­ми съемными панелями нахо­дилась аппаратура служеб­ных систем.

В ПГО-1 при запуске «При­роды» размещался оптичес­кий блок германского оптоэлектронного стереосканера MOMS-2P. Позже экипаж вынес блок в от­крытый космос и установил на штатном мес­те снаружи ПГО-1.

Третьим шел отсек ПГО-3, образованный цилиндрической обечайкой диаметром 2.90 м и заканчивавшийся сферическим днищем. Внутри были блоки научной аппа­ратуры и некоторых служебных систем и грузы. На левом борту ПГО-3 имелись два иллюминатора: на ближнем к стыковочному агрегату был установлен оптический блок системы «Алиса», а на ближнем к сферичес­кому днищу мог устанавливаться оптичес­кий блок аппаратуры «Уровень» или инфра­красный спектрометр «МОЗ-Обзор».

На левом борту снаружи ПГО-1 была сде­лана площадка для установки оптического блока стереосканера MOMS-2R. Снизу ПГО-3 была закреплена штанга со сложенной антен­ной радиолокатора бокового обзора «Тра­верс- 1П». Антенну раскрыли после перестыковки «Природы» на штатный боковой узел ПхО «Мира». Снаружи ПГО-3 были установле­ны многочисленные сканирующие радиомет­ры СВЧ-комплекса «Икар», радиометры РП-225, РП-600 и Р-400, интерферометр «Озон-Мир», фотометр ДК-33 и др. Было снаружи и универсальное рабочее место для сменной научной аппаратуры. При запуске там стояли приборы для исследования свойств матери­алов в условиях открытого космоса «Тепло­физика» и «Коэффициент», а также прибор для измерения температурных режимов струй ракетных двигателей «Струя». Снаружи ПГО стояли также прецизионный радиовысо­томер «Гребень», аппаратура для исследова­ния космического излучения «Канопус», кос­мический барометр «Индикатор».

Приборная рама на сферическом днище ПГО-3 предназначалась для монтажа научной аппаратуры. Здесь устанавливались два многозональных сканирующих устройства среднего разрешения с конической разверт­кой МСУ-СК и высокого разрешения на ПЗС-структурах МСУ-Э, а также сканирующий ин­фракрасный спектрометр «Исток-1», скани­рующий Фурье-интерферометр «Допи» и ан­тенна радиолюбительской связи SAREX-2.

  1. активный стыковочный узел;
  2. приборно-грузовой отсек ПГО-2;
  3. блок двигателей коррекции и сближения;
  4. приборно-грузо-вой отсек ПГО-1;
  5. солнечные датчики системы управления движением;
  6. топливный бак;
  7. антенны системы «Куб-Контур»;
  8. антенны системы «Курс»;
  9. оптический блок системы «Алиса»;
  10. панорамный радиометр РП-600 комплекса «Икар-Н»;
  11. трассовые радиометры Р-30, Р-80, Р-1 35 и РП -225 комплекса «Икар-Д»;
  12. интерферометр «Озон-Мир»;
  13. приборная рама;
  14. панорамный радиометр Р-400 комплекса «Икар-Д»;
  15. сканирующий инфракрасный спектрометр «Исток-1»;
  1. сканирующий Фу­рье-интерферометр «Допи»;
  2. многозональное сканирующее устройство среднего разрешения с конической разверткой МСУ-СК;
  3. многозональное сканирующее устройство высокого разрешения МСУ-Э;
  4. блоки двигателей малой тяги; 
  5. антенна радиоло­катора бокового обзора «Траверс-1 П»;
  6. оптический блок аппаратуры «Уровень»;
  7. приборно-грузовой отсек ПГО-3;
  8. антенны системы «Куб-Контур»;
  9. баллоны с гелием;
  10. датчики инфракрасной вертикали системы управления движением;
  11. блок двигателей коррекции и сближения;
  12. пульт управления аппаратурой «Алиса»;
  13. блоки двигателей малой тяги;
  14. антенны системы «Курс».