Новости

Станция–мечта

20 февраля 2016

30 лет назад, 20 февраля 1986 года,  на орбиту была выведена орбитальная станция «Мир». Это стало прорывом для советской пилотируемой космонавтики и отечественной орбитальной программы, а также знаковым событием в развитии мировой космонавтики. Советская станция долгое время оставалась непревзойденным «космическим домом»: рассчитанная на работу в течение всего пяти лет, она прослужила втрое дольше — до 2001 года.

Герой России, летчик-космонавт РФ Андрей Борисенко:

Для меня орбитальная станция «Мир» была первым и самым сложным объектом, которым мне пришлось управлять из Центра управления полетами. Она всегда ассоциировалась с грандиозным внеземным домом не только для тех экипажей, которые работали на «Мире», а, наверное, внеземным домом для всего человечества. Лично для меня на тот момент это было таким недостижимым творением человека, мечтой, к которой я стремился.

Начальник управления экстремальных видов подготовки Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, Герой России, летчик-космонавт РФ  Юрий Онуфриенко:

Знакомство со станцией началось еще с подлета к ней, когда видишь ее из корабля в иллюминатор.  Сначала - на черном фоне, потом – на восходе солнца. Она начинает проявляться, расти... Становится огромной... Она похожа на большую стрекозу во всех плоскостях. Очень красиво. В голове в этот момент много мыслей. Основная -  когда же уже перейдем на станцию и начнем работать.

После открытия люка я увидел именно то, к чему стремился, только гораздо шире. Конечно, была пройдена прекрасная наземная подготовка. Благодаря земным тренажерам мы уже прекрасно себе представляли, какой будет реальная космическая станция.

Станция превзошла все ожидания. Это был мой первый космический полет. Она казалась просто огромной. Потребовалась, может быть, минимум неделя для того, чтобы запомнить основные месторасположения на станции – приборы, органы управления и так далее. Хотя, безусловно, мы были готовы к станции, знали ее благодаря наземной подготовке, ну а также благодаря космонавту Юрию Гидзенко, который передавал нам с космонавтом Юрием Усачевым свою смену.

На орбите впервые был собран большой и просторный жилой дом-лаборатория для космонавтов. Он состоял из шести модулей, общая масса станции была около 140 тонн. На универсальной космической лаборатории было развернуто более 11 тонн научного оборудования, с помощью которого космонавты выполнили более 23 тыс. сеансов различных экспериментов и исследований. Для дооснащения станции, размещения научного оборудования и проведения ремонтно-профилактических работ на внешней поверхности космонавтами было выполнено 78 выходов в открытый космос.

Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Онуфриенко:

Мне моя работа на станции запомнилась очень большим количеством выходов в открытый космос. У нас за экспедицию получилось шесть выходов, которые следовали друг за другом буквально через три-четыре дня. И мы до того втянулись в эту тяжелую работу, что все делалось буквально на автомате.

Продолжительность работы экипажей на станции составляла в среднем около 6 месяцев. Но выполнялись и более длительные полеты, были установлены выдающиеся рекорды по длительности пребывания и работы человека в космосе. Так, космонавт Юрий Романенко выполнил 326-суточный полет, Владимир Титов и Муса Манаров первыми в истории мировой космонавтики выполнили полет продолжительностью 366 суток, Валерий Поляков совершил самый длительный полет – 438 суток, Елена Кондакова стала первой женщиной в мире, совершившей полугодовой полет, третий космический полет Сергея Авдеева длился 380 суток.

Начальник Космоцентра Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, Герой России, летчик-космонавт РФ Салижан Шарипов:

В космосе нужно в полной мере почувствовать невесомость и взглянуть на нашу планету с высоты орбиты. Читать книжки и смотреть фильмы можно и на Земле. Самое лучшее занятие в свободное время – смотреть в иллюминатор, любоваться нашей планетой. Я очень любил смотреть на Карибы. Для меня это самая красивая, самая контрастная часть планеты. Ну и, конечно же, невесомость. Я к ней  привык очень быстро – часа за два.

Изначально станция «Мир» создавалась как национальный проект, но в ходе широкой космической кооперации она стала подлинной международной станцией. За 15 лет на ней побывали 104 космонавта и астронавта из 12 стран. Были блестяще реализованы 25 международных пилотируемых программ.

Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Онуфриенко:

Вначале на станции нам было очень много пространства. Его хватало, даже с избытком. Более-менее тесно стало после прилета к нам шаттла, когда нам доставили третьего члена экипажа Шеннон Люсид. То есть сначала нас было двое (вместе с Юрием Усачевым) на станции, а потом, с пристыковкой шаттла – еще плюс 7 человек. Тогда мы поняли, что да, тесновато. Но места все-равно всем хватало.

В ходе реализации космического проекта «Мир» Россия накопила уникальный научно-технический опыт в области проведения длительных и сверхдлительных полетов человека в космос, подготовки космонавтов к этим полетам, создания систем и средств жизнеобеспечения, проведения экипажами сборно-монтажных работ на борту и в открытом космосе, были освоены операции стыковки и дозаправки космических аппаратов на орбите.

Герой России, летчик-космонавт РФ Геннадий Падалка:

«Мир» была огромной научной лабораторией. Там было пять модулей, в которых мы занимались исследованиями в различных областях науки, проводили уникальные эксперименты, связанные с астрономией, биологией, астрофизикой, медициной и другими дисциплинами. На станции были свои инкубаторы, в которых мы даже смогли вырастить перепелов. Экипажи работали над обширной медицинской программой. На борту было много не только отечественной научной аппаратуры, но и европейской, ведь с нами летали и бельгийцы, и австрийцы, и французы, и американцы.

«Мир» – это большой технологический прорыв. Это была огромная станция, станция-мечта. На каждого космонавта, который летал на «Мире», приходился жилой объём, в пять-шесть раз превышающий тот, который сегодня приходится на каждого российского космонавта на борту МКС.

Этот бесценный опыт и является российским вкладом в создание Международной космической станции, которая получила «путевку в жизнь» во многом благодаря уникальным результатам 15-летнего полета орбитальной станции «Мир» - выдающегося инженерного сооружения конца прошлого столетия.

Герой России, летчик-космонавт РФ Андрей Борисенко:

В апреле 2001 года, 23 числа, когда станцию сводили с орбиты, в ЦУПе было очень много народа. Стояла практически полная тишина. У многих специалистов смены на глазах были слезы. Тогда вся группа управления, все специалисты, которые имели отношение к работе станции, буквально провожали станцию в последний путь.

 

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК