Штатно стыковка грузового космического корабля с МКС происходит в автоматическом режиме. В случае возникновения нештатной ситуации, по решению руководителя полётов, российский космонавт может в ручном режиме пристыковать «грузовик». Чтобы выполнение такой операции в космосе проходило успешно, в ЦПК космонавты отрабатывают навыки ручного управления «грузовиком» на тренажёре «Телеоператор».
![](/media/images/news/2017/podgotovka/SHL_1587.jpg)
Тренажёр представляет собой макет рабочего места, расположенного на центральном посту МКС, с установкой штатных приборов и оборудования по телеоператорному управлению (ТОРУ). Космонавт, выдавая команды с пульта управления, организует линию радиосвязи с грузовым кораблём и через его видеокамеру производит наблюдение за ситуацией, т.е. видит МКС и управляет кораблём таким образом, чтобы пристыковать корабль к заданному стыковочному узлу РС МКС. При сближении грузового корабля со станцией аппаратура ТОРУ находится в горячем резерве, поскольку космонавты должны быть готовы в любой момент, при возникновении нештатной ситуации, перейти к ручному управлению.
В Центре подготовки космонавтов за одну тренировку на «Телеоператоре» космонавт отрабатывает 4-5 сценариев стыковки грузового корабля со станцией, в каждом из них решая несколько различных нештатных ситуаций. Так, есть случаи, при которых переход в ТОРУ не выполняется, но космонавт обязан выдать определённые команды, например, если изображение стало плохим или завис дисплей.
![](/media/images/news/2017/podgotovka/SHL_1761.jpg)
Другие нештатные ситуации, такие как авария системы управления движением или уход изображения станции, приводят к переходу в режим ручного управления. Также могут возникнуть ситуации в ТОРУ, когда космонавт обязан выполнить определённые действия. Все различные варианты возникновения нештатных ситуаций моделируются на тренажёре «Телеоператор» и отрабатываются космонавтами на тренировках.
Примечательно, что если тренировку космонавты могут проходить как по одному, так и вдвоём, то в реальности подобные операции выполняют всегда два оператора. Первый непосредственно управляет кораблём, а второй контролирует действия первого и работу бортовых систем. В случае необходимости он обязан подсказать, что делать в нештатной ситуации согласно бортовой документации.
На днях такая тренировка прошла у Героя Российской Федерации, лётчика-космонавта РФ Олега Артемьева, а сегодня оттачивали своё мастерство на тренажёре «Телеоператор» Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Алексей Овчинин и космонавт-испытатель Сергей Прокопьев.
![](/media/images/news/2017/podgotovka/SHL_1781.jpg)
«Это очень важные серьёзные тренировки, которые ставятся на высокий уровень и оцениваются всегда большим количеством специалистов, – подчеркнул Сергей Валерьевич. – Хотя стыковки вручную происходят довольно редко, экипаж должен быть хорошо подготовлен к таким нештатным ситуациям, чтобы не подвергать опасности жизни экипажа всей станции».
Для справки: Всего на сегодняшний день выполнено 12 стыковок в режиме ТОРУ. Крайняя стыковка грузового корабля «Прогресс М-21М» в режиме ТОРУ состоялась 30 ноября 2013 года. Из-за сбоя датчиковой аппаратуры системы «Курс-НА» с дальности 50 по указанию руководителя полёта РС МКС Владимира Соловьёва Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Олег Котов перешёл в ТОРУ и выполнил стыковку.