Новости

Космонавты отрабатывают навыки ручной стыковки «грузовика»

18 октября 2017
Штатно стыковка грузового космического корабля с МКС происходит в автоматическом режиме. В случае возникновения нештатной ситуации, по решению руководителя полётов, российский космонавт может в ручном режиме пристыковать «грузовик». Чтобы выполнение такой операции в космосе проходило успешно, в ЦПК космонавты отрабатывают навыки ручного управления «грузовиком» на тренажёре «Телеоператор».
 
Тренажёр представляет собой макет рабочего места, расположенного на центральном посту МКС, с установкой штатных приборов и оборудования по телеоператорному управлению (ТОРУ). Космонавт, выдавая команды с пульта управления, организует линию радиосвязи с грузовым кораблём и через его видеокамеру производит наблюдение за ситуацией, т.е. видит МКС и управляет кораблём таким образом, чтобы пристыковать корабль к заданному стыковочному узлу РС МКС. При сближении грузового корабля со станцией аппаратура ТОРУ находится в горячем резерве, поскольку космонавты должны быть готовы в любой момент, при возникновении нештатной ситуации, перейти к ручному управлению.
 
В Центре подготовки космонавтов за одну тренировку на «Телеоператоре» космонавт отрабатывает 4-5 сценариев стыковки грузового корабля со станцией, в каждом из них решая несколько различных нештатных ситуаций. Так, есть случаи, при которых переход в ТОРУ не выполняется, но космонавт обязан выдать определённые команды, например, если изображение стало плохим или завис дисплей.
 
Другие нештатные ситуации, такие как авария системы управления движением или уход изображения станции, приводят к переходу в режим ручного управления. Также могут возникнуть ситуации в ТОРУ, когда космонавт обязан выполнить определённые действия. Все различные варианты возникновения нештатных ситуаций моделируются на тренажёре «Телеоператор» и отрабатываются космонавтами на тренировках.
 
Примечательно, что если тренировку космонавты могут проходить как по одному, так и вдвоём, то в реальности подобные операции выполняют всегда два оператора. Первый непосредственно управляет кораблём, а второй контролирует действия первого и работу бортовых систем. В случае необходимости он обязан подсказать, что делать в нештатной ситуации согласно бортовой документации.
 
На днях такая тренировка прошла у Героя Российской Федерации, лётчика-космонавта РФ Олега Артемьева, а сегодня оттачивали своё мастерство на тренажёре «Телеоператор» Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Алексей Овчинин и космонавт-испытатель Сергей Прокопьев.
 
«Это очень важные серьёзные тренировки, которые ставятся на высокий уровень и оцениваются всегда большим количеством специалистов, – подчеркнул Сергей Валерьевич. – Хотя стыковки вручную происходят довольно редко, экипаж должен быть хорошо подготовлен к таким нештатным ситуациям, чтобы не подвергать опасности жизни экипажа всей станции».
 
Для справки: Всего на сегодняшний день выполнено 12 стыковок в режиме ТОРУ. Крайняя стыковка грузового корабля «Прогресс М-21М» в режиме ТОРУ состоялась 30 ноября 2013 года. Из-за сбоя датчиковой аппаратуры системы «Курс-НА» с дальности 50 по указанию руководителя полёта РС МКС Владимира Соловьёва Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Олег Котов перешёл в ТОРУ и выполнил стыковку.
 
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК