Новости

Экипажи МКС-54/55 успешно сдали экзамен по ручному сближению

16 ноября 2017

В соответствии с программой полёта космический корабль «Союз МС» сближается с МКС в автоматическом режиме, и к ручному управлению экипаж переходит при возникновении нештатной ситуации или по указанию из Центра управления полётами. Тем не менее, уметь управлять в ручном режиме кораблём должен каждый космонавт. Для привития навыков и умений ручного управления проводятся тренировки на тренажёре «Дон-Союз», который обеспечивает реалистичную визуализацию и конфигурацию систем, оборудования, двигателей. Моделирование сближения осуществляется по реальным векторам сближения, как в настоящем космическом полёте.

Вчера члены основного (Антон Шкаплеров и Скотт Тингл) и дублирующего (Сергей Прокопьев и Александр Герст) экипажей МКС-54/55 сдавали экзамен на тренажёре «Дон-Союз» по ручному сближению. Командиры экипажей (Антон Шкаплеров/Сергей Прокопьев) работали в спускаемом аппарате, а бортинженеры (Скотт Тингл/Александр Герст) — в бытовом отсеке.

Задача командира – организовать контур ручного управления, выдать команды, необходимые для обеспечения режима, выполнить сближение с МКС в ручном режиме и обеспечить зависание напротив стыковочного узла станции с заданными параметрами. Бортинженер работает с лазерным импульсным дальномером и блоком вычисления координат, сообщая командиру дальность и скорость. Экипаж, в соответствии с бортовой документацией, должен находиться в графике управления, подойти до дальности ручного облёта 160-250 метров с заданной скоростью и выполнить облёт на ось стыковочного узла.

Переход к ручному управлению возможен в двух основных нештатных ситуациях — при отказе бортовой цифровой вычислительной машины или отказе системы «Курс-НА», когда нет измерений дальности и скорости, а также по указанию ЦУПа. Для перехода к режиму ручного управления должны быть выполнены определенные условия, а именно — космический корабль управляется от ручек, экипаж видит МКС, полный вектор скорости не должен превышать 9 м/c, облёт к стыковочному узлу необходимо выполнить на свету.

Начинается тренировка всегда с автоматического режима и экипаж не знает, какая будет нештатная ситуация и когда. Нужно вовремя распознать неполадки, доложить об этом на Землю, перейти к ручному управлению и выполнить программу полёта. Оценка режима производится по параметрам зависания (дальность до стыковочного узла, радиальная скорость, скорость линии визирования), расходу топлива от начала перехода в ручное управление до зависания, а также по времени выполнения режима.

Экзаменационная комиссия работу экипажей в составе Антон Шкаплеров — Скотт Тингл и Сергей Прокопьев — Александр Герст оценила на «отлично», отметив высокий уровень подготовки. Экипажи работали грамотно, согласовано, в соответствии с бортовой документацией и методикой ручного управления.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК