Новости

Экипажи МКС-55/56 успешно сдали экзамен по ручному сближению

02 февраля 2018

Сегодня члены основного (космонавт «РОСКОСМОСа» Олег Артемьев и астронавт НАСА Эндрю Фойстел) и дублирующего (космонавт «РОСКОСМОСа» Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг) экипажей МКС-55/56 сдавали экзамен на тренажёре «Дон-Союз» по ручному сближению. Данный тренажёр обеспечивает реалистичную визуализацию и конфигурацию систем, оборудования, двигателей. Моделирование сближения осуществляется по реальным векторам сближения, как в настоящем космическом полёте. Командиры экипажей (Олег Артемьев/Алексей Овчинин) во время тренировки работали в спускаемом аппарате, а бортинженеры (Эндрю Фойстел/Ник Хейг) — в бытовом отсеке.

   

Задача командира — определить нештатную ситуацию, оценить условия перехода к ручному управлению, организовать контур ручного управления, выдать команды, необходимые для обеспечения режима, выполнить сближение с МКС в ручном режиме и обеспечить зависание напротив стыковочного узла станции с заданными параметрами. Бортинженер работает с лазерным дальномером и блоком вычисления координат, сообщая командиру дальность и скорость. Экипаж, в соответствии с бортовой документацией, должен поддерживать параметры относительного движения с МКС в графике управления, подойти до дальности ручного облёта 160-250 метров с заданной скоростью и совершить облёт на ось заданного стыковочного узла. За время экзаменационной тренировки каждый экипаж выполнил по четыре режима, полностью отработав сближение со всеми стыковочными узлами, имеющимися на РС МКС.

Переход к ручному управлению возможен в двух основных нештатных ситуациях — при отказе бортовой вычислительной системы или отказе системы «Курс-НА», когда нет измерений дальности и скорости, а также по указанию ЦУПа. Для перехода к режиму ручного управления должны быть выполнены определённые условия, а именно — космический корабль управляется от ручек, экипаж видит МКС, полный вектор скорости не превышает 9 м/c. Причём облёт к стыковочному узлу необходимо выполнить на свету.

   

Начинается тренировка всегда с автоматического режима. Экипаж не знает, какая будет нештатная ситуация и когда. Нужно вовремя распознать неполадки, доложить об этом на Землю, перейти к ручному управлению и выполнить программу полёта. Оценка режима производится по параметрам зависания (дальность до стыковочного узла, радиальная скорость, угловая скорость линии визирования), расходу топлива от начала перехода в ручное управление до зависания, а также по времени выполнения режима.

«Прежде я сдавал этот экзамен в качестве бортинженера, — рассказал Олег Артемьев. — Так что хорошо знаю эту работу и был рад поделиться опытом с Эндрю. Плюс у нас прошло много интенсивных тренировок на «Дон-Союзе». Всё это дало возможность успешно пройти экзаменационную тренировку. Надо отметить, что она довольно специфична. Переход на ручное управление выполняется с приличного расстояния (в среднем 2,5-2,8 км), когда корабль идёт с большой скоростью. Поэтому нам важно «загасить» эту скорость, «зависнуть» и понять, что мы готовы к следующему этапу — причаливанию и стыковке».

Экзаменационная комиссия работу экипажей в составе Олег Артемьев — Эндрю Фойстел и Алексей Овчинин — Ник Хейг оценила на «отлично». Экипажи работали грамотно, слаженно, в соответствии с бортовой документацией и методикой ручного управления. В понедельник их ждёт очередной этап — экзаменационная тренировка по причаливанию и перестыковке.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК