На
Петербургском экономическом форуме известный космонавт, начальник
Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Сергей Константинович
Крикалёв
порассуждал о бизнесе
за пределами атмосферы и освоении
других планет.
Мысли вслух записал корреспондент Metro:
Суборбитальные полеты, которыми интересуется бизнес, – это возможность подняться на высоту больше 100 километров. Она официально является границей атмосферы. Но это далеко не космические полеты в нашем понимании, поскольку там нет разгона до первой космической скорости и торможения. В итоге затраты на суборбитальные полеты существенно ниже, а они сами проще.
Космический туризм
постепенно превращается в бизнес, но пока это
относительном маленький сегмент освоения космоса.
Для
нас этот
вид туризма всегда являлся попутной задачей.
Просто в определенный момент появилась возможность брать с собой
непрофессиональных космонавтов. Во многом это обусловлено тем,
что безопасность
полетов выросла и мы уже не рискуем здоровьем людей. Но
пока космос –
больше среда для профессионалов.
В будущем все больше космических задач может быть коммерциализировано. Мы уже пользуемся спутниковой связью и снимками, сделанными из космоса, чтобы строить новые дороги, решать различные проблемы. Те задачи, которые будут отработаны, смогут осуществляться силами коммерческих компаний. Государство же будет ответственно за глобальные цели, которые рассчитаны на долгий срок и не дают мгновенной отдачи.
Полеты на Луну и Марс сейчас – не цель и не конечная точка, а определенные этапы в развитии, промежуточный шаг к глобальной задаче – экспансии человечества. И противопоставлять Марс и Луну, решать, что для нас в настоящее время важнее, нельзя.
Миссии
вроде
полета на Марс должны быть тщательным образом
спланированы. Это заключается в подготовке техники, научной программы и
экипажей. Сейчас ведется эксперимент по взаимодействию людей в
замкнутом
пространстве, который называется “Марс-500”. Самое
главное, чтобы на протяжении
такой длительной работы экипаж был полностью загружен. Если работа
спланирована
так, что в течение нескольких недель людям нечего делать, это может
создать
серьезные психологические проблемы. Если экипаж полностью загружен, то
эффективность работы выше и моральный климат
лучше.
Важная
задача для
космонавтов в будущем – научиться
самостоятельно работать в космосе, поскольку сейчас мы живем на
постоянной
связи с Землей.
И в Королеве, и в Хьюстоне сидят
специалисты, которые следят за каждым шагом.
Автор:
Святослав
Тарасенко