Новости

К опасным ситуациям готовы

22 марта 2018

В то время как экипаж корабля «Союз МС-08» готовится к завтрашней стыковке с Международной космической станцией (МКС), на Земле, в Центре подготовки космонавтов, полным ходом идут тренировки следующих экипажей длительных экспедиций на МКС. Так, космонавт «РОСКОСМОСа» Олег Кононенко, астронавт Канадского космического агентства Давид Сен-Жак и астронавт НАСА Энн МакКлейн проходят курс «аварийных тренировок».

В качестве дублирующего экипажа МКС-56/57 они уже отработали действия при разгерметизации модулей российского сегмента (РС) МКС, пожаре и выбросе токсичных веществ. Каждая тренировка включала в себя несколько сценариев. Например, если разгерметизируется модуль, к которому пристыкован корабль-спасатель, экипажу придётся покинуть станцию. Если же разгерметизация произойдёт в модуле, который находится далеко от корабля, его можно изолировать и продолжить эксплуатацию станции.

   

Возникший на МКС пожар может быть ликвидируемым и неликвидируемым. В первом случае после устранения возгорания экипаж занимается восстановлением атмосферы на борту станции. Во втором случае, когда пожар нельзя устранить, дальнейшее нахождение на станции невозможно, поэтому космонавт и астронавты срочно переходят в ТПК «Союз» для возвращения на Землю.

   

«Самым токсичным веществом на станции является аммиак, – пояснил инструктор Алексей Даркин. – Он раздражает органы дыхания, слизистую оболочку, кожу и в больших концентрациях опасен для жизни. На РС МКС аммиака нет. А на американском сегменте он присутствует во внешних контурах терморегулирования. И, поскольку имеется вероятность выброса аммиака в атмосферу станции, мы отрабатываем парирование данной ситуации».

При выбросе аммиака весь экипаж МКС переходит на РС МКС, закрывает люки между сегментами станции и проводит измерения, чтобы понять, произошла утечка аммиака или сообщение о выбросе было ложным. Если утечка была и устранить её невозможно, необходимо перейти в корабль и покинуть станцию. Поэтому вторая часть тренировки проходит в залах ТПК «Союз», где экипаж отрабатывает срочный спуск.

«Каждая «аварийная тренировка» – это очередная проверка, работа с аварийной документацией и аварийным оборудованием, выполнение чётких последовательных действий, – отметил командир ТПК «Союз» дублирующего экипажа МКС-56/57 Олег Кононенко. – Всякий раз находится что-то новое, требующее доработки, поэтому тренировки достаточно сложные и ответственные, как для инструкторского состава, так и для экипажа. А для нас, конечно, в этой ситуации самое главное – действовать грамотно, слаженно и синхронно, понимать друг друга и помогать коллегам».

Такого типа тренировки проходят только тогда, когда все члены экипажа собираются вместе в Звёздном городке.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК