Превратности погоды в конце мая – начале июня ощутили на себе жители не только Центрального региона России, но и Татарстана. Находящиеся на специальной парашютной подготовке в Мензелинске работники ЦПК и космонавты испытали на себе и шквалистый ветер, и дождь, и даже снег. Однако сложные метеоусловия не помешали тренировочному процессу.
«Космонавты, прибывшие в Мензелинск, уже проходили такую подготовку, – отметил заместитель начальника управления ЦПК по экстремальным видам подготовки Виктор Рень. – Они все опытные, понимают, как выполнять боевые задачи, имеют навыки сложносовмещённой деятельности. Единственное, из-за погодных условий у нас получился рваный график прыжков, который нервозно воспринимается даже опытными парашютистами. Но для космонавтов это даже к лучшему, ведь они должны уметь терпеть и ждать, с достоинством переносить все тяготы и лишения. Настрой у ребят хороший. С ними приятно работать и, я думаю, у них всё получится и программа подготовки будет выполнена в полном объёме».
Как сообщил начальник отделения ЦПК Павел Крежановский, первые четыре восстановительных прыжка каждый космонавт выполнил 29 мая. «Уже по первому-второму прыжку прошло их восстановление, – рассказал Павел Алексеевич. – Хотя погода была достаточно сложная по ветровой обстановке и облакам. Четвёртый прыжок уже делали в облачной дымке, а на пятый – заморосило, наверху появились ледышки. По параметрам допуска это была верхняя граница. Но ребята отлично справились. Навыки не утеряны и сейчас они проходят дальнейшую программу, в том числе решают в свободном падении карточки и психотесты».
Специальная парашютная подготовка космонавтов (СППК) – прежде всего психологическое испытание, особенно в первый раз. Ведь падать с большой высоты – стрессовая нагрузка для человека, который не привык это делать. Да ещё помимо прыжка с парашютом и приземления нужно в воздухе решать задачи, что удваивает нагрузку на нервную систему. Но не стоит забывать и про физическую нагрузку – необходимо работать с достаточно плотным потоком воздуха, поддерживать во время свободного падения стабильную позу, управлять куполом после раскрытия, приземлиться и затем ещё выполнить укладку парашюта.
«Первые прыжки – это попытка контролировать своё тело, сделать так, чтобы падение было управляемым, – вспоминает космонавт-испытатель отряда космонавтов «РОСКОСМОСа» Сергей Кудь-Сверчков. – Далее шла работа с инструктором в воздухе, акробатические упражнения вплоть до каких-то сложных перемещений. Если раньше за один прыжок мы успевали отработать всего пару спиралей и сальто, то сейчас остаётся ещё много времени на другие задачи. С приобретением опыта качество выполнения упражнений увеличивается, улучшается понимание самого себя, приходит относительное спокойствие. Но всё равно даже самый опытный парашютист во время прыжка находится в состоянии высокой концентрации. Так что поддержание психологической кондиции – основная задача для СППК, и данный тип подготовки прекрасно этому соответствует».
Космонавт-испытатель отряда космонавтов «РОСКОСМОСа» Сергей Рыжиков, уже имеющий опыт космических полётов, отметил, что СППК (вкупе со всеми видами специальной подготовки), несомненно, помогла ему в длительной экспедиции на МКС. «Подобные тренировки позволяют чувствовать себя уверенно и быть готовым к внезапному возникновению любых нештатных ситуаций, – подчеркнул Сергей Николаевич. – СППК – не только метод физической и психологической подготовки, но и работа в команде, изучение теоретической части, причём из самых разных отраслей человеческой деятельности, расширение своего кругозора. Состояние свободного падения наполнено особой радостью. Каждый раз, приземлившись, понимаешь, как было здорово несколько минут назад, и с нетерпением ждёшь следующего прыжка. Самый грустный прыжок – это всегда крайний на СППК».
У космонавта-испытателя отряда космонавтов «РОСКОСМОСа» Анны Кикиной уже все три этапа СППК позади, но она с удовольствием приехала в Мензелинск для поддержания навыков. «Мне хорошо знакомы аэроклуб, дропзона, местность, в которой нахожусь, распорядок дня, – рассказала Анна Юрьевна. – Я знаю, чего ожидать. Но, тем не менее, волнение в любом случае присутствует. Особенно перед первым восстановительным прыжком – сидишь, концентрируешься на всех мелких задачах, чтобы правильно всё выполнить с момента отделения от борта. Но в итоге тело всё отлично вспомнило, мозг правильно сработал. Остальные прыжки уже пошли в более спокойном режиме. На мой взгляд, такие виды подготовки нужны космонавтам регулярно, чтобы стимулировать не только тело, но и свою умственную деятельность, психологическую устойчивость. И тогда, когда эти навыки понадобятся, ты сможешь чётко сработать».
СППК продлится до 17 июня. Материал о её результатах будет размещён на нашем сайте.