На этой неделе участники основного экипажа 57/58-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию прошли серию очередных экзаменационных тренировок в ЦПК.
В четверг Алексей Овчинин и Ник Хейг сдавали экзамен по ручному сближению транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» с МКС на тренажере «Дон-Союз».
После доклада о готовности к работе, сделанного командиром экипажа, космонавты вытянули билет с перечнем начальных условий экзамена и нештатных ситуаций, которые впоследствии были введены инструктором в ход тренировки для оценки навыков экзаменуемых по ручному управлению сближением корабля со станцией. Содержание билета космонавтам не было известно заранее, поэтому главной задачей для командира, работающего в спускаемом аппарате, являлось своевременное распознание нештатной ситуации, оценка условий перехода на ручное управление, выдача команд, необходимых для обеспечения режима, а также выполнение сближения с МКС и последующим зависанием напротив стыковочного узла станции на основании заданных параметров. Бортинженер, находясь в бытовом отсеке, работает с лазерным дальномером и блоком вычисления координат, сообщая командиру дальность и скорость.
Начинается тренировка всегда с автоматического режима и экипаж не знает, какая будет нештатная ситуация и когда. Нужно вовремя распознать неполадки, доложить об этом на Землю, перейти к ручному управлению и выполнить программу полёта.
В ходе экзаменационной тренировки Алексей Овчинин и Ник Хейг продемонстрировали высокий уровень знаний и навыков, высокую слаженность и грамотность при выполнении действий, поэтому комиссия оценила работу экипажа на «отлично».
В пятницу «космическая» сессия у основного экипажа МКС-57/58 продолжилась экзаменом по ручному управляемому спуску (РУС). Алексей Овчинин и Ник Хейг успешно прошли экзаменационную тренировку на тренажере ТС-7, имитирующем перегрузки, возникающие при возвращении спускаемого аппарата (СА) на Землю.
На тренажере, созданном на базе центрифуги ЦФ-7 в ЦПК, экипаж отрабатывает навыки выполнения ручного управляемого спуска при возникновении нештатной ситуации. Как правило, сход с орбиты СА происходит штатно, однако, в случае отказа автоматики экипаж всегда должен быть готов взять управление спуском на себя.
Задача экипажа при возникновении нештатной ситуации состоит в том, чтобы приземлить спускаемый аппарат пилотируемого корабля максимально близко к заданной Землей точке. При этом важно не превысить допустимые параметры перегрузок, действующих на экипаж во время приземления. Именно расстояние от заданной точки посадки и значения перегрузок, с которыми были выполнены режимы, являются критериями оценки экзаменационной комиссией действий операторов.
По итогам тренировки комиссия высоко оценила действия экипажа при выполнении ручного управляемого спуска и заключила, что Алексей Овчинин и Ник Хейг отлично справились со всеми поставленными задачами.