Сегодня в ЦПК состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 50-летию первой в мире стыковки в космосе двух пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Главными гостями встречи стали командир корабля «Союз-5», дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Борис Валентинович Волынов и его супруга профессор, доктор технических наук, учёный-металлург с мировым именем, автор книги «Космос. Плеяда первых» Тамара Фёдоровна Волынова.
«Январь насыщен знаковыми для космонавтики событиями: 11 января – день создания ЦПК, 12 января – день рождения С.П. Королёва и 16 января – первая стыковка двух космических кораблей. Обращаясь к истории космонавтики, я просто преклоняюсь перед решимостью и способностью людей достигать поставленных целей. Если взять 60-е годы прошлого столетия, каждый полёт был тогда рекордным не просто символически, а чисто технически. Сегодня нас не удивляют длительные полёты на МКС. Это всё стало возможно благодаря напористому труду наших ветеранов отрасли, их мужеству, целеустремлённости, дружелюбию и готовности рисковать. Мы должны помнить и чтить тех, кто делал эти первые шаги в неизвестность», – такими словами открыл торжественное мероприятие начальник Центра подготовки космонавтов Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Павел Власов.
Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Юрий Маленченко дал краткую историческую справку по первой в мире стыковке кораблей. А Борис Волынов дополнил её деталями. «Много было разных нештатных ситуаций, о которых мы знали, которые предвидели, но некоторые выскакивали сами собой, – вспоминает Борис Валентинович. – О моей посадке говорили, что это баллистический спуск. Хотя на самом деле был взрыв, и я летел кувырком. Я понимал, что эта аварийная ситуация закончится тем же, чем у Владимира Комарова, т.е. гибелью. Но, с другой стороны, я подумал, что опять не будет никакой информации, поэтому надо делом заниматься. Отбросив мысли о собственной гибели, я стал записывать всё, что происходит, на магнитофон: какие перегрузки, вращение и т.д. Перегрузки, кстати, были до 10 g, плюс переменные перегрузки. Треснулся здорово (корабль о Землю). В госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко я попал только через 10 дней, потому что всё было засекречено. В челюстно-лицевой хирургии поставили диагноз: перлом корней зубов верхней челюсти. Но хотелось снова в отряд, летать, поэтому после операции активно занялся реабилитацией».
К слову, супруга Бориса Валентиновича Тамара Фёдоровна узнала правду о событиях января 1969 года только спустя 10 лет – настолько всё было засекречено. О том, как готовили полвека назад космонавтов к полёту, рассказал инструктор экипажей по кораблям «Союз», ветеран ЦПК Валерий Паначёв. Валерий Александрович работал в Центре подготовки космонавтов с 1966 года инструктором экипажей «Союз», в том числе «Союза-4», командиром которого был Владимир Шаталов.
Исполнительный директор по пилотируемым программам Госкорпорации «Роскосмос», Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт СССР Сергей Крикалёв в своём выступлении подчеркнул: «Мне очень приятно видеть в этом зале ветеранов, которые готовили нас и наших предшественников, и молодёжь, которая интересуется космонавтикой и, я уверен, будет продолжать дело, начатое ветеранами отрасли. Я поздравляю всех с наступившими праздниками и, конечно, с юбилеем, о котором мы сегодня говорим. Хотелось бы обратить ваше внимание на значимость того события. Возможность и умение стыковаться определило развитие космонавтики на все последующие годы. Та программа пилотируемых программ, которую мы сейчас имеем, опирается на события, что произошли 50 лет назад, и этого невозможно переоценить».