Новости

В МГТУ им. Баумана состоялась пресс-конференция, посвященная 10-летию эксплуатации МКС в пилотируемом режиме

01 ноября 2010

1 ноября, в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана (МГТУ) прошла пресс-конференция, посвященная 10-летию эксплуатации Международной космической станции в пилотируемом режиме.

В конференции приняли участие: начальник Управления пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов, пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев, руководитель полета российского сегмента МКС дважды Герой Советского Союза Владимир Соловьев, представитель НАСА в России Патрик Баззард, директор программ пилотируемых полетов НАСА в России Джоэл Монталбано, начальник ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина», бортинженер первой основной экспедиции МКС Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалёв, летчик-космонавт Герой России Олег Котов.

 krikalev

kotov

Отметить юбилей самого крупного международного космического проекта и обсудить перспективы программы МКС собрались студенты МГТУ. В режиме видеоконференции к ним подключились также МАТИ им. Циолковского, МИСИС, МГЛУ им. Мориса Тореза.

Самым трудным для первого экипажа Международной космической станции (МКС), который заступил на орбитальную вахту 10 лет назад, было наладить совместную работу российского и американского оборудования на борту станции, заявил в понедельник начальник Центра подготовки космонавтов, летчик-космонавт Сергей Крикалёв.

stanciya

"У нас на разных сегментах (российском и американском, - "ИФ-АВН") разное напряжение. Было не понятно, как будет совместно работать наше и американское оборудование", - сказал С.Крикалёв. Герой Советского Союза, Герой России С.К. Крикалёв был бортинженером первой основной экспедиции на МКС.
"Далеко не все американское оборудование могло пристыковаться к российскому и совместно работать. Вся работа по организации совместной работы оборудования и систем двух стран легла на плечи первой экспедиции. В ходе первой экспедиции было много нештатных ситуаций связанных с нехваткой оборудования на борту и отсутствием практического опыта работы именно с новой станцией", - отметил космонавт.
По его словам, одна из таких ситуаций возникла при стыковке с МКС грузового корабля "Прогресс".
"Проблема заключалась в том, что почти на каждом объекте стоит система "Курс", которая была отработана на стыковках раньше. В этом случае оказалось, что работали сразу три системы "Курс". Началась раскачка корабля. Было принято решение переходить на ручной режим - телеоператорный режим управления", - сказал С.Крикалев.
После того, как экипаж остановил раскачку грузового корабля, "по непонятным причинам часть объектива телекамеры на корабле запотела и было плохо видно очертания станции, видимость была очень плохая".
"Пришлось работать вдвоем: один наблюдал за кораблем в иллюминатор, а другой управлял сближением. Была даже идея повернуть "Прогресс" к солнцу и отогреть объектив. Остановили сближение на близком расстоянии от станции. Сквозь такой туман все-таки удалось пристыковать корабль", - рассказал С.Крикалев.
По его словам, на этом приключения не кончились: когда корабль пристыковали, то оказалось, что нельзя штатно установить ключ для открывания.
"Пришлось использовать нештатное оборудования. Проточка под ключ на люке грузовика была сделана с инженерной ошибкой", - сказал С.Крикалев.
Он отметил, что в то время, как на станции "Мир" только начало появляться цифровое управление, на МКС были уже полностью компьютеризованные системы.
По словам космонавта, "самый большой эксперимент был проведен в процессе первой экспедиции". "Многое было сделано в первый раз, в первый раз работали совместно системы связи", - сказал С.Крикалев.
Он напомнил, что в процессе первой экспедиции Международная космическая станция выросла более чем в два раза."Были проблемы с размещением оборудования из-за нехватки места в модулях МКС. Оборудования было много, места мало", - сказал С.Крикалев.
По его словам, первый стол космонавты сделали из контейнеров от кислородных шашек. "Сделать стол было не проблема, была проблема просверлить отверстия для него. Но было найдено техническое решение - сделать столешницу из контейнеров от кислородных шашек", - сказал космонавт.

 

 

Источник: Пресс-служба Роскосмоса, Интерфакс-АВН, фото ЦПК