Штатным районом посадки спускаемого аппарата (СА) космического корабля является степь Казахстана. И не всегда получается так, что экипаж приземляется именно в том месте, где его ждут поисково-спасательные службы. Малейшая нештатная ситуация при спуске может привести к многокилометровому отклонению от запланированной точки посадки. Что тогда делать? Ждать помощи в СА или самостоятельно выходить наружу? После длительной невесомости организм тяжело переносит гравитацию, да и степь таит в себе много опасностей. Именно поэтому в план подготовки космонавтов к экстремальным видам деятельности включены тренировки по действиям экипажа в случае нештатной посадки в степи зимой, которые проходят на Байконуре с 25 ноября по 6 декабря.
Специалисты отмечают, что отчасти новый вид подготовки схож с тренировками, которые проходили в тундре под Воркутой, но всё-таки есть отличия. Поэтому первыми опробовать «выживание в степи» отправился экипаж инструкторов ЦПК (командир – Александр Герман, бортинженеры – Руслан Ельцов и Александра Тюрина). «Основное, с чем пришлось бороться экипажу, – это холод, – поделился Александр Герман. – Материала для розжига костра практически нет, а ночью температура доходила до минус 15 градусов. Но всё прошло штатно. Так что космонавты отправились на тренировку в уверенности, что рекомендации, которые мы им даём, работают».
Первыми двухсуточную тренировку по действиям экипажа в случае нештатной посадки в степи зимой прошли космонавты-испытатели отряда космонавтов Роскосмоса Сергей Кудь-Сверчков, Николай Чуб и Пётр Дубров. По легенде СА приземлился где-то в нерасчётной точке казахстанской степи, и найти его сразу поисково-спасательные службы не смогли. «Капсула» лежит на боку, т.е. ложементы находятся практически в вертикальном положении, что не очень удобно, к тому же надо контролировать уровень углекислого газа в замкнутом пространстве. Поэтому космонавты переодеваются из скафандров «Сокол» в полётные костюмы и выбираются наружу, чтобы оценить обстановку. Мороз и ветер заставляют быстро надеть ещё и теплозащитные костюмы, а дальше – простор для импровизации.
«Выживание в степи представляет собой комбинацию факторов из тренировок в лесисто-болотистой местности зимой и в пустыне летом, – поделился командир первого условного экипажа Сергей Кудь-Сверчков. – Минусовая температура, сильно пониженная ветром, отсутствие дров и естественных укрытий, ограниченное количество воды. Но у нас опытный экипаж. И Пётр Дубров, и Николай Чуб проходили выживания в лесу зимой и в пустыне, поэтому мы представляли, что нас ждёт, и заранее обсудили тактику действий».
Как пояснил начальник отдела ЦПК Анатолий Забрусков, одной из особенностей данного вида тренировок является активное использование космонавтами тренажёра СА как для переодевания, отдыха, так и для постройки укрытия с применением парашютной ткани, строп парашюта и медицинских накидок.
«В отличие от леса, тут работы немного, – рассказал Сергей Кудь-Сверчков. – С одной стороны, хорошо, что не потеешь, пить не хочется, с другой – и не согреваешься. Нужно быть аккуратным и грамотно выбирать режим деятельности, так как, если вспотеешь, сушить одежду на скромном огне, разведённом в степи, невозможно. В качестве укрытия для сна мы попробовали разные варианты. Пробовали спать в СА, где для отдыха комфортно может разместиться только один человек. Строили укрытие из парашюта, выкладывали многослойную подстилку из медицинской накидки и гидрокомбинезона «Форель», чтобы не спать на голой земле, находились максимально близко к костру, который развели благодаря найденным кустарникам и корням. Из-за холода ночью очень мало спали, досыпали днём по очереди».
«В течение тренировки первый экипаж чувствовал себя хорошо, ребята были полны сил и мотивированы на прохождение выживания, – подытожил Анатолий Забрусков. – Более того, они высказали интересные предложения по поводу состава носимого аварийного запаса (НАЗ), которые мы будем продвигать при составлении НАЗа для корабля нового поколения. Любые тренировки, которые мы проводим в различных климатогеографических зонах, предполагают гораздо больший объём работ и напряжённость экипажа, чем это потребуется в реальности. Это делается специально, чтобы заложить в космонавтов уверенность, что они смогут справиться с любой нештатной ситуацией, и где бы они ни оказались при приземлении, смогут сохранить себе жизнь и здоровье».
О том, как прошли испытание зимней степью второй (Мухтар Аймаханов, Дмитрий Петелин, Анна Кикина) и третий (Денис Матвеев, Андрей Федяев, Сергей Корсаков) экипажи, мы расскажем на следующей неделе.