Работу Международной космической станции (МКС) обеспечивают многочисленные сложные системы. Чтобы на борту не возникло трудностей, членам экипажа МКС необходимо знать все системы станции наизусть и в считанные мгновения находить нужные инструменты. Для этого космонавты в течение нескольких месяцев изучают интерьер станции – сначала в теории, а затем переходят к практическим занятиям на тренажёре российского сегмента (РС) МКС.
И сейчас в ЦПК основной экипаж МКС-63 в полном составе (космонавты Роскосмоса Николай Тихонов, Андрей Бабкин и астронавт НАСА Крис Кэссиди) проходит тренировки на РС МКС в случае аварийной ситуации. А это может быть выброс аммиака, пожар или разгерметизация.
Так, вчера экипаж успешно отработал действия при пожаре. У них было три сценария развития событий: ложное срабатывание сигнализации пожаротушения, возгорание, которое можно или невозможно потушить. В первую очередь, участники 63-й экспедиции на МКС убедились, что возгорание на самом деле произошло, для чего они сверялись с показаниями газоанализатора.
Когда возгорание подтвердилось, Николай Тихонов, Андрей Бабкин и Крис Кэссиди надели противогазы и попытались потушить пожар. В одном из сценариев это сделать удалось. После тушения экипаж ушёл в безопасную зону, где можно находиться без противогазов, очистил атмосферу от продуктов горения и возобновил работу на РС МКС.
Был отработан и самый худший вариант – когда пожар потушить не удалось. В этом случае экипаж должен срочно покинуть станцию. Поэтому заключительная часть тренировки проходила в зале ТДК «Союз», где отрабатывалось облачение в скафандры «Сокол» при надетом противогазе, далее имитировался срочный спуск на Землю.
Инструкторы ЦПК отмечают, что основной экипаж МКС-63 показывает слаженную работу и отлично справляется с поставленными задачами. «У нас хорошие конструктивные отношения в коллективе, – отмечает Андрей Бабкин. – Поскольку Крис имеет опыт космических полётов и был на МКС, он делится с нами своим опытом. Мы также со своей стороны рассказываем какие-то рабочие моменты. Это нас взаимно дополняет».
Основной экипаж МКС-63 проходит тренировки спокойно, взвешенно принимая решения. «Мы хорошо понимаем друг друга, – поделился Николай Тихонов. – Каждый обладает своими особенностями характера, умениями, навыками. И мы стараемся по-максимуму использовать плюсы всех членов нашего экипажа».