Сегодня у командира ТПК «Союз МС-16» Николая Тихонова и бортинженера корабля Андрея Бабкина прошла экзаменационная тренировка на тренажёре «Дон-Союз» по ручному причаливанию и перестыковке.
В каждом экзаменационном билете – по четыре режима. Сначала экипажи выполнили единственный штатный режим ручного управления – перестыковку. В остальных случаях вводились нештатные ситуации, при которых экипаж должен перейти из автоматического режима в ручной.
Так, например, во «втором задании» экзаменационного билета по причине аварии цифровой вычислительной машины производится переход на ручную ориентацию в аналоговом контуре. При этом станция переводится из орбитальной системы координат в текущее положение. Сложности добавляет то, что причаливание выполняется в тени.
Третий режим билета содержит в себе аварию сближения, при котором ручная ориентация происходит в дискретном контуре, а четвёртый – отказ бортовой вычислительной системы при повышенной скорости сближения корабля со станцией (режим на обеспечение безопасности).
На этой экзаменационной тренировке командир и бортинженер работают вместе в спускаемом аппарате. Непосредственно кораблём управляет командир, а бортинженер осуществляет контроль за его действиями и работой бортовых систем.
Примечательно, что программное обеспечение специализированного тренажёра адаптируется под каждый новый ТПК. Например, когда готовился к космическому полёту Александр Скворцов, на чью экспедицию приходилась «встреча» беспилотного корабля «Союз МС-14», специально для отработки данной операции сотрудниками 1-го и 2-го управлений ЦПК была разработана методика и затем реализована в программном обеспечении тренажёров. Поскольку ТПК «Союз» – это не транспортный грузовой корабль «Прогресс», его в телеоператорном режиме не состыкуешь со станцией. Вследствие чего было предусмотрено прерывание режима автоматического сближения, которое отрабатывалось на специализированных тренажёрах «Телеоператор» и «Дон-Союз» (космонавт находился на своём рабочем месте «на станции», изображение получал не с «грузовика», а с «беспилотника»). В результате, как мы знаем, этот навык пригодился Александру Скворцову в реальном космическом полёте.
Сегодня российские члены основного экипажа МКС-63 Николай Тихонов и Андрей Бабкин продемонстрировали экзаменационной комиссии устойчивые навыки ручного причаливания и перестыковки ТПК «Союз МС», необходимые в случае отказа автоматики при выполнении причаливания к МКС, а также умение выполнять перестыковку. Космонавты справились с испытанием на «отлично». На следующей неделе им предстоит сдать ещё один экзамен на тренажёре «Дон-Союз» – по ручному сближению.