К 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне мы представляем серию рассказов о родственниках космонавтов, принимавших участие в событиях 1941-1945 годов.
Сегодня мы будем говорить о мужественных и отважных участниках Великой Отечественной войны, благодаря которым мир избавлен от фашизма, и мы имеем возможность видеть мирное небо над нашими домами и строить планы на будущее.
Российский космонавт Сергей Рыжиков, отработавший в космосе 173 суток, до космической деятельности служил военным летчиком. О событиях военных лет рассказывает поэтапно, в телефонной трубке иногда затихает голос, и подвисают секунды молчания. «Все мои деды и прадеды были вовлечены в события, связанные с Великой Отечественной войной. Все старались избегать этих разговоров… Это были тяжелые воспоминания», – пояснил Сергей Николаевич. – Рассказы моих дедов и прадедов не просто повлияли на мои жизненные убеждения, они сформировали их в дополнение с книгами, фильмами, играми во дворе, на которых мы выросли в свое время».
В разговоре о войне С. Рыжиков сразу вспомнил дедушку по отцу Василия Сергеевича, который прослужил недолго, так как был комиссован после ранения. Призывался в одном эшелоне с Александром Матросовым1, который был большим авторитетом для всего подразделения, – передал слова дедушки об известном герое войны Сергей Рыжиков.
Дедушка космонавта по маме, Канков Иван Сергеевич, работал в колхозе руководителем полеводческой бригады в Оренбургской области. 15 ноября 1943 года призван в ряды Советской Армии, служил в звании младшего сержанта в бомбардировочном авиационном полку, был ранен. Награжден медалями за взятие Берлина, за освобождение Варшавы, за победу над Германией в ВОВ, орденом отечественной войны 2-й степени.
Его отец Сергей Семенович (прадед космонавта. – Прим. ред.) служил в спецвойсках. «Вернулся с тяжелым ранением позвоночника. После войны, в 1946 году, умер. А три его сына – братья моего дедушки – вообще не вернулись с войны», – закончил Сергей Николаевич.
КАКИЕ ЭМОЦИИ В ДЕНЬ ПОБЕДЫ ИСПЫТЫВАЕТ ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СЕРГЕЙ РЫЖИКОВ? НА ЭТОТ ВОПРОС ОН ОТВЕЧАЕТ ТАК: «ЧУВСТВО СКОРБИ. ДА, ЭТО РАДОСТЬ, КОНЕЧНО. НО ПРЕЖДЕ – СКОРБЬ. ТАКИЕ ЖЕРТВЫ… САМАЯ СТРАШНАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. И ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ И ПАМЯТЬ О ТЕХ, КТО СЛОЖИЛ СВОИ ГОЛОВЫ И В ТО ВРЕМЯ ЖИЛ».
С. Рыжиков посвятил несколько слов еще одному прадедушке Сафронову Ивану Михайловичу, который служил в саперной роте и прошел всю войну. «Из всей роты только он и его товарищ остались в живых» – отметил летчик-космонавт.
СРЕДИ РАССКАЗОВ СВОИХ БЛИЗКИХ СЕРГЕЙ РЫЖИКОВ ВЫДЕЛИЛ ЯРКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ БАБУШКИ, РЫЖИКОВОЙ (САФОНОВОЙ) АЛЕКСАНДРЫ АНДРЕЕВНЫ, КОТОРАЯ РОДИЛАСЬ В 1929 ГОДУ. «ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЕЙ ДЕВУШКОЙ ОНА РАБОТАЛА ТЕЛЕФОНИСТКОЙ. И КАК РАЗ В НОЧЬ С 8 НА 9 (МАЯ. – ПРИМ. РЕД.) ДЕЖУРИЛА. РАНО УТРОМ ПОЛУЧИЛА СООБЩЕНИЕ О ПОБЕДЕ. СМЕНИЛАСЬ И НА РАДОСТЯХ БЕЖАЛА В СВОЮ ДЕРЕВНЮ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ КИЛОМЕТРОВ СООБЩИТЬ ЭТУ НОВОСТЬ СВОИМ ОДНОСЕЛЬЧАНАМ», – РАССКАЗАЛ ЗАПОМНИВШУЮСЯ ЕМУ ИСТОРИЮ КОСМОНАВТ.
Сколько поколений помнят рассказы своих близких о войне, бережно хранят их память, передавая ее своим детям. О сохранении традиций в своей семье, воспоминаний о родственниках, переживших страшный военный период, повествует Сергей Рыжиков: «Конечно, рассказываю своему сыну о предках, истории рода, об отечественных событиях. Мы обсуждаем вместе военные фильмы и книги, героев. Вместе участвовали в школьных постановках. Брал его с собой на наши военные парады, полковые мероприятия».
Космонавт – активный участник акции «Бессмертный полк», в том числе когда командировки в другие страны выпадают на 9 мая. «В прошлом году мне посчастливилось, так уж случилось по плану подготовки, поехать в Германию в Европейский космический центр, и у нас было два дня до начала занятий, мы съездили в Берлин. – сообщил космонавт – с портретом своего дедушки дошел до Рейхстага». Сергей Рыжиков предположил, что из-за ранения под Кёнигсбергом его дедушка излечивал раны в Берлине и, «как понимаю, до Рейхстага он не дошел».
В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в подготовку космонавтов и мероприятия, связанные с ней, внесены коррективы. В частности, командировка в Хьюстон Сергея Николаевича перенесена. «Планировал 9 мая (в Хьюстоне. – Прим. ред.) принять участие в «Бессмертном полку», тем более суббота, нерабочий день», – подытожил космонавт. – Не суждено, поэтому мысленно я вспомню всех, кого с нами нет. Конечно, надену форму. Это тоже дань памяти и уважения. И позвоню тем, кто жил в те годы, – знакомым бабушек и дедушек».
Одна затронутая военными событиями семья и несколько покалеченных жизней – рассказ о событиях войны из уст летчика-космонавта Сергея Рыжикова.