Сегодня, 4 августа, дублирующий экипаж МКС-68 в составе космонавтов Роскосмоса Олега Кононенко и Николая Чуба, показал свои навыки в управлении транспортным пилотируемым кораблем. Задача данной тренировки заключалась в отработке причаливания и перестыковки транспортного пилотируемого корабля «Союз» и Международной космической станции (МКС).
На экзамене космонавты выполнили четыре режима стыковки, из которых только один – штатный, во время него испытуемым необходимо перестыковать корабль с одного узла МКС на другой. В экзаменационном билете также было три режима с представленными нештатными ситуациями.
Экипаж отрабатывал разные этапы тренировки, например облет (происходит на участке сближения до заданного стыковочного узла) и причаливание. Если во время облета происходит нештатная ситуация, космонавты обязаны ее идентифицировать, парировать, перейти в ручной режим управления и завершить маневр. Затем выполнить причаливание.
Во время работы на данных этапах космонавты столкнулись с нештатными ситуациями, в перечень которых вошли аварии системы управления движением (СУД), центральной вычислительной машины (ЦВМ), сближения.
«Экипаж показал высокие результаты, хорошую выучку, а также умение мастерски управлять транспортным кораблем. В случае необходимости перехода в ручной режим управления, я уверен, космонавты с поставленной задачей справятся», – отметил инструктор Андрей Савинцев.
Экзамен по ручному причаливанию проходил на специализированном тренажере «Дон-Союз», который формирует и поддерживает навыки ручного управления транспортным пилотируемым кораблем и его системами при выполнении действий с МКС: сближения, облета, причаливания, стыковки и расстыковки.
Вчера, 3 августа, вслед за основным, дублирующий экипаж сдал практический экзамен по ручной стыковке корабля в телеоператорном режиме управления (ТОРУ), на котором космонавты контролировали процесс автоматического причаливания транспортного грузового корабля (ТГК) с парированием ряда нештатных ситуаций.
Космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб справились с испытаниями на «отлично». На разборе тренировки экзаменационная комиссия отметила слаженную работу экипажа в управлении и поддержке, высокий уровень взаимодействия членов экипажа как между собой, так и с Центром управления полетами (грамотное ведение репортажа, четкие доклады параметров движения).
Тренажер предназначен для подготовки экипажей к реализации режима телеуправления беспилотными объектами (транспортный грузовой корабль, модули дооснащения и другие космические аппараты) с борта Международной космической станции (МКС) в случае отказа автоматической системы.